13 марта 2012 года, в 10 часов Конституционный Суд Российской
Федерации ( КС РФ)
рассмотрит в открытом
заседании дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального
закона «О международных договорах Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина
Ушакова Игоря Дмитриевича. Оспариваемая норма закона устанавливает возможность
временного применения международного
договора (его части) до вступления в силу, если это предусмотрено договором или
об этом достигнута договоренность его участников. При этом, согласно статье 30
оспариваемого закона, обязательная официальная публикация предусмотрена лишь
для вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. 10 июля 2010 года Игорь Ушаков ввёз из Китая в Россию товары
для личного пользования, оплатив при этом таможенные пошлины в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Однако впоследствии выяснилось, что
сотрудники таможни не учли подлежащие применению положения вступившего в силу с
1 июля 2010 Таможенного кодекса таможенного союза (создан в 2009 г. Россией, Белоруссией
и Казахстаном), а также Соглашения между участниками Союза о ввозе и вывозе
товаров физическими лицами для личного пользования. Последний документ временно
применялся, начиная с 1 июля 2010 года, и устанавливал более высокие ставки
таможенных платежей. В результате обнаруженной вышестоящим таможенным органом
недоплаты, был произведен перерасчёт. Он послужил основанием для обращения в
суд с требованиями о взыскании недоимки и пени за просрочку ее оплаты. Иск
таможни был удовлетворен мировым судьей и оставлен без изменения районным
судом. При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь оспариваемой
нормой, пришел к выводу, что Соглашение подлежало применению на территории
России с 1 июля 2010 года, не будучи притом официально опубликованным. Заявитель полагает, что оспариваемая норма не соответствует
статьям 2, 15 (часть 3) и 29 (часть 4) Конституции РФ, поскольку допускает
временное применение до вступления в силу международных договоров,
затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их
официального опубликования. Также она не устанавливает и срок, в течение которого
документы должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Заявитель
считает, что это препятствует заинтересованным лицам своевременно знакомиться и
соотносить с ними свое поведение, предвидеть для себя последствия их
применения.
Прикрепления: |