В Госдуму поступил законопроект с поправками в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которым предлагается увеличить срок привлечения к ответственности за совершение административных нарушений с двух до шести месяцев. Авторы документа объясняют необходимость таких изменений тем, что двух месяцев не хватает для того, чтобы привлечь нарушителей к ответственности.
В соответствии с частью первой статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено только в течение двух месяцев, а по делу, рассматриваемому судьей, в течение трех месяцев. Если этот срок истек, дело должно быть прекращено. "Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для прекращения производства по делу. Иначе говоря, окончание срока освобождает правонарушителя от ответственности", - поясняет адвокат Святослав Пац. Такой короткий период, предоставленный для рассмотрения дела в суде, не обеспечивает соблюдения принципа неотвратимости наказания, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Ежегодно правоприменительными органами прекращаются дела об административных правонарушениях в отношении десятков тысяч обвиняемых, и единственным основанием для этого является окончание срока давности.
"Сейчас в большинстве случаев право на привлечение нарушителя к административной ответственности истекает к моменту рассмотрения дела судом", - рассказывает Наталья Рясина, партнер адвокатского бюро DS Law. Судьи просто не успевают довести процесс до финала. "Истечение сроков - одно из самых распространенных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Например, по моему личному опыту, около 15% административных дел заканчиваются прекращением производства в связи с истечением срока давности", - отмечает Радик Лотфуллин, руководитель практики несостоятельности и банкротства юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".
Можно было бы говорить о том, что законодатель изначально установил слишком короткий срок, в течение которого невозможно привлечь нарушителя к ответственности. Но это не так. Для того чтобы затянуть срок рассмотрения дела, нарушители проявляют изрядную изобретательность. К примеру, достаточно часто ответчики ссылаются на то, что ими не были получены по почте извещения о начале разбирательства. Впрочем, список предоставленных участникам судебных тяжб прав позволяет нарушителям использовать довольно большой арсенал уловок.
"Лица, привлекаемые к административной ответственности, пользуются всеми правами, предусмотренными процессуальным законодательством, и ходатайствуют об отложении рассмотрения дела по тем или иным основаниям. При этом судья не вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства при представлении соответствующих документов в суд. В результате чего сроки рассмотрения дела существенно затягиваются", - рассказывает Наталья Рясина. Ответчики нередко ссылаются на болезнь и занятость в другом судебном разбирательстве. Особенно часто этим пользуются те, чье наказание неминуемо в случае завершения рассмотрения дела в суде.
"Затягивают процедуру привлечения к ответственности в основном при наличии слабой позиции по делу, в частности, если имеются безусловные доказательства совершения административного правонарушения", - говорит Радик Лотфуллин. Но далеко не всегда истекший срок является результатом спланированной атаки нарушителей на судебную систему. В ряде дел затягивание сроков рассмотрения нарушения в суде связано с волокитой при составлении и оформлении документов со стороны должностных лиц. "Существующий должностной регламент деятельности госорганов предусматривает довольно длительную процедуру согласования и одобрения процессуальных документов", - отмечает Наталья Рясина.
Между тем увеличение сроков давности по административным делам не является однозначным и единственно верным решением проблемы привлечения нарушителей к ответу. Радик Лотфуллин обращает внимание, что "по многим составам административных правонарушений срок давности уже увеличен. Например, за нарушение законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей этот срок составляет один год, а за нарушение законодательства о противодействии терроризму и коррупции - шесть лет". Не исключено, что предложенное депутатами изменение приведет к обратному эффекту.
"Трехкратное увеличение срока нецелесообразно, - заявляет Святослав Пац. - Полугодовой срок будет оказывать дестимулирующее воздействие на государственные органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях". Действующие два месяца мотивируют чиновников поторопиться и привлечь нарушителя к ответу по горячим следам. Существенно снижает ценность предлагаемых изменений наличие схожих законодательных инициатив.
"Нормы, предусматривающие увеличение сроков привлечения к ответственности, есть и во внесенном в Госдуму проекте общей части нового КоАП, в соответствии с которым по ряду административных правонарушений предполагается увеличение сроков привлечения к ответственности до трех лет, - напоминает Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус Консалтинг". - На мой взгляд, инициатива депутатов не выглядит столь необходимой в свете планируемого принятия административного кодекса. Тем более что его принятие - лишь вопрос времени, так как потребность в таких изменениях признана законодательным и экспертным сообществом".
По материалам Российской газеты
Прикрепления: |