Глава ВАС РФ Антон Иванов почти час убеждал депутатов
Госдумы в необходимости более широкого применения упрощенного судопроизводства
в арбитражной системе. Многие депутаты от парламентской оппозиции отнеслись к
нововведению скептически, прозвучали даже оценки о
"неконституционности" новелл, однако законопроект все же был принят в
первом чтении. Благодаря "упрощенке", по которой смогут
рассматриваться до 30-40% дел, как рассчитывает Иванов,
"запредельная" нагрузка на судей снизится, и они смогут сосредоточиться
на более квалифицированном рассмотрении дел, где есть "реальный конфликт
между сторонами". Год назад Высший Арбитражный Суд разработал поправки в Арбитражный
процессуальный и Налоговый кодексы, предполагающие расширение перечня дел,
которые не носят бесспорный характер, но могут быть рассмотрены в порядке
упрощенного производства (статья 227 АПК РФ). Соответствующий законопроект был
внесен в нижнюю палату парламента в апреле прошлого года. В случае принятия новой редакции главы 29 АПК РФ по
"упрощенке" смогут рассматриваться дела о привлечении к
административной ответственности, где наказание возможно только в виде штрафа в
размере до 100 000 руб., дела о взыскании обязательных платежей и санкций на
сумму до 100 000 руб., а также о взыскании денежных средств в пределах 300 000
руб. с юрлиц и 100 000 руб. с предпринимателей. Процесс будет идти без
предварительного заседания и без вызова сторон в срок, не превышающий двух
месяцев со дня поступления искового заявления. Новшеством является и то, что желание
ответчика о рассмотрении дела в обычном порядке может быть проигнорировано
судом. Решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, будет
подлежать немедленному исполнению. Вступать в силу оно будет по истечении
десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. На пленарном заседании Госдумы председатель ВАС
Антон Иванов объяснял депутатам Госдумы необходимость принятия этих изменений в
законодательство. Прежде всего он отметил, что предлагаемый порядок будет
распространяться на дела крайне невысокой важности. „Это дела, в которых нет
спора. Как правило, это взыскание незначительных сумм. Стороны просто
возражают, потому что не хотят платить", — сказал он. Второй аргумент главы ВАС заключался в том, что нынешний
порядок расмотрения дел в упрощенном режиме несовершенен и применяется все
меньше. "Он характеризуется определенными недостатками, которые позволяют
сторонам избегать „упрощенки", в результате на протяжении последних семи лет
доля таких дел неуклонно снижалась — с 10% до 1,5%", — говорил Иванов. Третий довод был комбинированным. По словам председателя
высшего суда, несовершенство нынешнего упрощенного режима судопроизводства и
масса мелких дел приводит к тому, что нагрузка на судей зачастую является
запредельной. "В Арбитражном суде города Москвы в прошлом году была
нагрузка на судью 97 оконченных дел в месяц, — привел он пример. — Это
невероятная нагрузка. Суды едва справляются, из них уходят лучшие судьи,
поэтому у нас в некоторых судах первой инстанции до половины судей имеют не
больше чем трехлетний стаж работы судьей. И невозможно найти новых, потому что
никто не желает идти в суд и работать с такой нагрузкой". Предложенный законопроект как раз, по словам Иванова,
нацелен на разгрузку судов "от мелких и несущественных дел", на
создание ситуации, когда судьи могли бы "сосредоточиться на более
квалифицированном, правильном разрешении сложных дел, в которых есть реальный
конфликт между сторонами". "Чтобы исправить ситуацию, мы разработали
проект, который определяет четкие критерии по сумме для рассмотрения
соответствующих дел, исключает возможность стороны возражать против
рассмотрения дела в упрощенном судопроизводстве…" — убеждал депутатов глава
ВАС. Согласно его оценке, по „упрощенке" может рассматриваться до 30-40% дел.
При этом он, вспомнив про критику Правительства РФ по поводу
лишения ответчика права ходатайствовать о рассмотрении дела в общем порядке, Иванов отметил, что ВАС будет настаивать
на запрете прекращать упрощенное судопроизводство по заявлению должника. По
поводу других замечаний Иванов считает, что „они устранимы в процессе
подготовки законопроекта ко второму чтению". Член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин, выступавший перед депутатами
с содокладом по законопроекту, перечислил все замечания Правительства РФ, и
тоже согласился с возможностью их исправления ко второму чтению. Однако депутаты от оппозиции были настроены менее
оптимистично. По мнению коммуниста Сергея Гаврилова, возможность применения
„упрощенки" вопреки волеизъявлению ответчика нарушит его права на свободное
распоряжение своими процессуальными правами и снизит условия равноправия сторон
в рамках судебного разбирательства. С ним согласился и депутат от фракции „Справедливая
Россия" Андрей Крутов. „Предложенные поправки носят неконституционный характер,
— заявил он. — Цель авторов максимально разгрузить суды, однако правосудие
существует не для судей, а для граждан и организаций. Попытка решить проблему
загруженности судов путем ограничения процессуальных прав сторон приведет к
подрыву престижа судебной власти". По его мнению, принятие законопроекта
"больно ударит по малому и среднему бизнесу и малому
предпринимательства", которые "в массовом порядке будут лишены права
на полноценное участие в судебном процессе". "Их дела будет просто
штамповаться арбитражными судами, особенно это касается дел о взыскании налогов
и сборов", — предрек Крутов. В защиту предпринимателей высказался и эсер Алексей
Митрофанов. В ответ Иванов был вынужден пояснить, что „степень процессуальных
гарантий для спорящих сторон не снижается". "Практически мы сокращаем только сроки рассмотрения дел, и решения
вступают в силу сразу. Смысл этой нормы заключается в том, чтобы стороны не
жаловались только с целью отсрочить взыскание", — ответил глава ВАС и
затем обрисовал развитие ситуации в том случае, если ничего не предпринимать. "Альтернатива – полный развал судебной системы, потому
что тенденцию к этому я отчетливо наблюдаю. И в условиях такого развала, я
боюсь, мы будем вынуждены принять постановление, согласно которому мы будем
слушать дела в пределах научно обоснованной нормы нагрузки судей – 15-17 дел в
месяц. В АСГМ через год будет очередь на пять лет", — заметил Иванов. Тогда депутат от фракции ЛДПР Ян Зелинский поинтересовался у
Иванова, не приведет ли "упрощенка" к некачественному
судопроизводству, и не лучше ли бы было все-таки расширить штат судей. В ответ глава ВАС заявил, что увеличить численность судей
"было бы здорово", но тут же оговорился, что вряд ли у государства
есть на это средства. "Доля расходов на нашу судебную систему в ВВП
сопоставима с европейскими странами, просто у них дел на единицу населения в 10
раз меньше и сроки рассмотрения отсутствуют, — объяснил он. — Мы вынуждены
просить об упрощенной процедуре, потому что государство не может себе позволить
увеличить численность судей в пять раз исходя из имеющейся нагрузки".
*****
За принятие законопроекта № 528836-5 "О внесении
изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием
упрощенного производства" проголосовали 248 депутатов, 6 были против.
Прикрепления: |