Именно так рекламировал Кредитный потребительский кооператив
граждан (КПКГ) «Кредитный центр» свою финансовую услугу по привлечению денежных
средств для последующего предоставления займов. Эту рекламу, распространявшуюся
в газете «Комсомольская правда» в апреле 2012 года, Комиссия ФАС России
признала недостоверной, противоречащей требованиям закона о рекламе. В рекламе сообщается: КПКГ «Кредитный центр». ВКЛАДЫ от 18
до 26% годовых на срок от 3-х месяцев до 2-х лет. Услуги предоставляются при
вступлении в КПКГ «Кредитный центр» на основании Устава ФЗ № 190 «О кредитной
кооперации». Необходимые условия: ПАСПОРТ и ИНН…, тел и адрес…». Комиссия ФАС
России признала рекламу ненадлежащей, поскольку в ней: - сообщаются недостоверные сведения о потребительских
свойствах рекламируемой финансовой услуги, которая по своей сущности является
привлечением денежных средств для последующего предоставления займов, а не
вкладом; - отсутствует часть существенной информации об условиях
оказания финансовой услуги по привлечению денежных средств кредитным
кооперативом, и потребители вводятся в заблуждение относительно условий её
предоставления; - при указании части условий оказания финансовой услуги не
приводятся все условия, влияющие на сумму доходов, которую получат
воспользовавшиеся этой услугой лица. Кооперативу выдано предписание о прекращении нарушения и для
определения размера штрафа возбуждено дело об административном правонарушении. «Кредитный центр - это потребительский кооператив, и как
организация, не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц. Предмет
деятельности кооператива - объединение паенакоплений и привлечение личных
денежных средств его членов, размещение этих денежных средств путем
предоставления займов своим членам», - пояснила заместитель начальника
Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна
Никитина. Вместе с тем реклама сообщает об оказании финансовой услуги
по привлечению денежных средств во вклады, которая является банковской
операцией. Использование в рекламе слова «вклад» может привести к формированию
неверного представления о защищённости вносимых денежных средств по основаниям,
предусмотренным ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации».
Справка 1. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального
закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не
соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том
числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении,
потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его
происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии,
знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности
товара. 2. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального
закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не
должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на
сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму
расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе
сообщается хотя бы одно из таких условий. 3. Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»
не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о
рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при
этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 4. Согласно статье 5 Федерального закона «О банках и
банковской деятельности (далее - Закон о банках) привлечение денежных средств
физических лиц во вклады отнесено к банковским операциям. 5. В силу статьи 36 Закона о банках вклады физических лиц
принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией,
выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования
вкладов физических лиц и состоящими на учёте в Агентстве по страхованию
вкладов. 6. Согласно статье 1 Закона о банках кредитные организации
(банки и небанковские кредитные организации) образуются в форме хозяйственных
обществ, к которым потребительские кооперативы не относятся.
Прикрепления: |