21 января 2020 года Арбитражным судом Республики Коми вынесено частное определение в рамках дела №А29-11206/2016.
Предметом рассмотрения настоящего дела являлась задолженность по оплате коммунальных услуг незаселённого муниципального жилья, возникшая в 2014 году и составившая 77 264 рубля 21 копейку. Данный иск полностью удовлетворен судом в декабре 2016 года, однако, решение суда исполнено не было, поэтому в декабре 2019 истец обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о наложении штрафа 100 тысяч рублей за неисполнение решения по делу.
Ответчик по делу администрация МО ГО «Воркута» в ответ ссылалась на тяжёлое финансовое положение, а также на то, что ситуация с пустующим муниципальным жилым фондом является критической и что предпринимаются все меры к исполнению вступивших в законную силу решений. 21 января заявление о наложении штрафа удовлетворено и на Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» наложен судебный штраф в размере 20 тысяч рублей. Кроме того, в адрес руководителя администрации МО ГО «Воркута» в соответствии со статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было вынесено частное определение, в котором обращается внимание на ряд нарушений, выявленных при рассмотрении дела.
При принятии решения о наложении штрафа суд учитывал, в частности, следующее. В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации на администрации МО ГО «Воркута» лежит обязанность самостоятельно следовать принципу эффективности расходования бюджетных средств. Сегодня иски управляющих компаний к муниципальному образованию городского округа «Воркута» исчисляются сотнями (за 2019 год было зарегистрировано свыше тысячи таких дел). При этом количество незаселённого (пустующего) жилья растёт и в иных крупных городах на севере Республики Коми, однако ни к одному другому муниципальному образованию не заявлялось такое число исков и ни одно муниципальное образование, кроме Воркуты, не допускало отказов исполнять вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми со ссылкой на недостаток бюджетных ассигнований.
Право на судебную защиту признаётся и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, кроме прочего, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950). Раскрывая сущность названного права, Европейский Суд по правам человека многократно подчёркивал, что «исполнение решения любого суда должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда» именно в смысле статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и что право каждого на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства допускала, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон». В данном случае неисполнение судебного акта повлекло для муниципального образования санкцию в виде штрафа, однако действующим правопорядком предусмотрена также и возможность присуждения компенсации за длительное неисполнение судебного акта (Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
Достоверно зная о наличии долга ещё в 2014 году, администрация МО ГО «Воркута» не предприняли мер к его погашению. То есть просрочка оплаты составила свыше пяти лет. При этом часть управляющих компаний, обращающихся с аналогичными требованиями, признана банкротами, поэтому неисполнение решений суда по выплате задолженности муниципалитетом влечет также и неисполнение обязательств управляющих компаний перед кредиторами.
Арбитражный суд Республики Коми в частном определении обратил внимание руководства МО ГО «Воркута» на следующее: сложившаяся негативная практика может привести к тому, что размер присуждаемых судебных расходов, штрафов и компенсаций за неисполнение решений суда превысит сумму долга муниципального образования перед управляющими компаниями, в результате чего возникает угроза как для муниципального, так и для федерального бюджета.
Прикрепления: |