В борьбе с воровством на госзакупках чиновники делают ставку на гласность. Если информация о субподрядчиках победителя торгов станет публичной, проигравшие обязательно захотят ее проверить, рассчитывает Минэкономразвития
Что предлагают чиновники
Минэкономразвития предлагает вдвое понизить цену контракта, при которой требуется раскрыть информацию о соисполнителях и субподрядчиках, — до 500 млн руб. для федеральных закупок и до 50 млн руб. для региональных. Такая информация раскрывается в том случае, если поставщик передает субподрядчикам не менее 10% цены контракта. О намерении изменить правила раскрытия информации Минэкономразвития предупредило через портал regulation.gov.ru в пятницу вечером. Представитель министерства обратил внимание РБК на то, что это не единственное изменение: предлагается еще обязать заказчика сделать информацию о субподрядчиках публичной через единую информационную систему госзакупок.
«Остальное должен сделать общественный контроль. Например, если окажется, что заказчик аффилирован с субподрядчиком, то это повод для обращения общественных контролеров в правоохранительные органы», — объяснил собеседник РБК. По его словам, «изменения подготовлены в ответ на ряд обращений, которые мы как орган по регулированию контрактной системы получаем от граждан и организаций. Жалуются на недобросовестные действия как заказчиков, так и поставщиков с применением субподрядных схем». До 2013 года, когда был введен порог в 1 млрд руб., в закупках часто побеждали посредники, которые просто переразмещали до 100% заказа у других поставщиков, рассказывает Анастасия Асташкевич, руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры». «Сейчас есть случаи, когда организации, которые получают больше 70–80% от заказа, не участвуют самостоятельно в закупках.
В некоторых категориях закупок, особенно когда речь идет о рынках с развитой конкуренцией, участие организаций, которые полностью переоформляют заказ на одного субподрядчика, вызывает вопросы. Это чаще всего касается закупок товаров, необходимых для хозяйственных нужд субъектов», — говорит юрист. В материалах Минэкономразвития приводятся два типичных вида нарушений. Первый — обход запрета на заключение госконтракта с аффилированными лицами (например, с родственниками): контракт выигрывает «чистая» фирма, а потом передает его на субподряд «кому надо» (на субподрядчика запрет не распространяется). Второй: контракт выигрывает своя фирма-пустышка, забирает часть денег, а контракт передает фирме, которая в состоянии его исполнить.
В 2013 году, до введения антикоррупционной нормы по контрактам-миллиардникам, результаты проверки по этой теме представила Счетная палата. По ее данным, с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2012 года госзаказчики заключили 458 особо крупных контрактов на общую сумму 1,5 трлн руб. из федерального бюджета и большинство из них заключалось и реализовывалось «в серой зоне правоприменительной практики и закупочных технологий».
Как это работает
Сейчас исполнители крупных контрактов тоже предоставляют информацию о субподрядчиках, но она хранится у заказчика и может быть использована только в деятельности контрольных органов, то есть когда нарушение уже совершено и проводится проверка.? Самому заказчику разбираться в хитросплетениях субподрядчиков часто ни к чему. Если вскроются нарушения, надо будет расторгать контракт, заново проводить конкурс, рассуждает партнер адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Михаил Ильин. К тому времени часть работ может быть уже выполнена, а новый подрядчик никогда не хочет приходить на недострой. А вот менее удачливым претендентам на госзаказ такая информация может оказаться кстати.
«Если информация о соисполнителях и субподрядчиках станет публичной, то интересантом станет не столько общественный контроль, сколько конкуренты, проигравшие те или иные торги. Они смогут выявить недостоверную информацию, представить ее госзаказчику, который будет вынужден добросовестно на нее отреагировать, расторгнуть договор и заново объявить конкурс», — считает Ильин. Согласно закону о контрактной системе, если поставщик предоставил недостоверную информацию, «заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта», напоминает он. Так что проигравшему для отмены контракта достаточно будет уведомить о нарушениях заказчика в контрольные органы — Федеральную антимонопольную службу и др.
Кого это касается
В 2014 году объем госзаказа по контрактной системе превысил 5,2 трлн руб. — таковы данные Минэкономразвития. 38% этой суммы пришлось на строительство, где традиционно много субподрядчиков. Крупных контрактов (более чем на 1 млрд руб.) заключено 409, в основном в строительстве. Понижение порога «крупности» вдвое заставит раскрывать информацию о субподрядчиках не только в строительстве, но и в капитальном ремонте, работах по содержанию автомобильных дорог, услугах ЖКХ, строительстве морских и речных судов, транспортном обслуживании, закупках автомобилей и другой техники. Кроме того, в сниженные ценовые диапазоны попадет строительство большинства типовых объектов — детских садов, школ, районных поликлиник, рассчитывают в Минэкономразвития.
«Порог в 1 млрд руб. считается «классическим» в госзаказе. Например, для закупок на сумму свыше 1 млрд руб. проводятся общественные обсуждения. По стоимости это более четверти всего государственного и муниципального заказа, — оценивает эксперт по госзакупкам «Деловой России» Георгий Сухадольский. — Если порог будет снижен до 500 млн руб., то число контрактов, подпадающих под раскрытие, увеличится примерно втрое, а общая стоимость — примерно на треть». Снижение планки позволит существенно улучшить контроль за госзаказом, согласна Асташкевич из «Чаадаев, Хейфец и партнеры».
Прикрепления: |