В Госдуму внесен очередной законопроект, который, как
предполагается, должен сильно ударить по кошельку агрессивных водителей.
Депутаты предлагают наказывать не за конкретные нарушения
правил движения, а за агрессивное вождение и создание аварийных ситуаций на
дороге. Надо сказать, что подобный законопроект уже один раз
вносился в Госдуму депутатами ЛДПР, но не был одобрен. Претензий к нему было
множество. По каким критериям оценивать стиль вождения того или иного
автомобилиста, что считать агрессивной ездой? Что считать созданием аварийной
ситуации? Как доказать, что она была создана преднамеренно, а не случайно?
Каким образом инспектор сможет доказать, что тот или иной водитель двигался
агрессивно и создавал аварийные ситуации, причем делал это преднамеренно? Все
эти вопросы и стали камнем преткновения для прохождения законопроекта. Однако
сейчас суть законодательной инициативы осталась той же, однако авторы
попытались устранить в проекте все претензии.
Как рассказал "РГ" один из авторов этого документа
депутат Госдумы Ярослав Нилов, агрессивное вождение может выражаться в опасном
перестроении по полосам движения, в резком торможении, совершаемом после
резкого ускорения, в намеренном создании других искусственных помех для других
водителей или опасном приближении к впереди идущему автомобилю. Одна из главных
характеристик такого агрессивного вождения явно умышленное, намеренное,
осознанное создание помех для других участников дорожного движения. В настоящее
время в КоАП не предусмотрено санкций за такое поведение на дороге. В то же
время очевидно, что это создает реальную угрозу безопасности других участников
дорожного движения.
Подобное поведение, как показывает практика, приводит к
авариям. Водитель впереди идущей машины, например, должен резко затормозить,
чтобы пропустить перебегающего через дорогу человека, и тогда из-за отсутствия
безопасной дистанции столкновение автомашин становится неизбежным. Неопытный
водитель, заметив опасно приблизившийся автомобиль, может попытаться быстро
сменить полосу движения, не убедившись в безопасности маневра - и снова авария.
Следует отметить, что в законодательстве большинства стран
Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, в которых установлена
ответственность за агрессивное вождение, отметил Ярослав Нилов.
Депутаты предлагают штрафовать таких водителей на 2,5 - 5
тысяч рублей. Но только в том случае, если подобное их поведение зафиксировано
приборами фотовидеофиксации. При этом такие административные дела, согласно
законопроекту, должен рассматривать суд по обращению сотрудников ГИБДД. В ГИБДД по-прежнему скептически относятся к этому
предложению. Каким образом законодатели представляют воплощение этой нормы в
жизнь? Сотрудник ДПС должен гнаться за таким нарушителем и снимать кино или
все-таки он обязан пресечь подобное поведение на дороге? Если речь идет о
съемке, которую предоставляют граждане, то в ГИБДД и сейчас принимают такие
обращения. И в случае подтверждения факта нарушения привлекают к
ответственности водителей, попавших в кадр. А что касается того, что в КоАП нет
такого состава, как агрессивное вождение, то это вполне покрывается другими составами
кодекса. Текст законопроекта предполагает субъективную оценку событий на
дороге, что, по мнению представителей ГИБДД, вызовет лишние споры.
Прикрепления: |