Институт проблем правоприменения при Европейском
университете в Санкт-Петербурге опубликовал новое исследование, посвященное российской
судебной системе. Оно основано на анализе выборки из 10 000 арбитражных дел из
пяти с лишним миллионов дел, которые арбитражные суды рассмотрели в 2007-2011
годах и, по мнению авторов, должно ответить на такие, например, вопросы: есть
ли в арбитражной системе "государственный уклон", сколько в ней
"лишних" дел и каков экономический ущерб от их рассмотрения? Тему "государственного уклона" в арбитражных судах
ученые из ИПП решили изучить, памятуя об обвинительном уклоне в уголовных
делах, которым, напоминают авторы, известна "российская судебная
система". И пришли к выводу, что в арбитражном процессе аналогичного
негативного явления нет. "Если не учитывать малозначительные дела,
инициируемые госорганами (суммы до 3 000 руб., не более 7% в массиве), которые
не представляют интереса для предпринимателей и ими игнорируются, то
государственные органы и частные предприниматели имеют равные шансы выиграть
дело в суде", — говорится в исследовании. Правда, при этом нужно учитывать
то обстоятельство, что госструктуры идут в суд даже при минимальных шансах на
успех, а у бизнеса другая модель поведения. "В ситуации, когда
потенциальный выигрыш неочевиден или шансы на него невелики, [предприниматель]
предпочитает не инвестировать деньги в арбитражный процесс", — отмечают
авторы исследования. У "лишних дел" в арбитражных судах два источника.
Во-первых, это паломничество государственных истцов с, как их называют авторы
исследования, "псевдозаявлениями". "Около 7% дел (в 2011 году),
рассматриваемых арбитражным судом, будучи инициированы госорганами, [подаются]
для соблюдения ведомственных правил [зачастую противоречащих здравому смыслу] и
улучшения отчетности", — говорится в документе. Авторы исследования
оценили и косвенный ущерб, который от этого получает государство. По их
подсчетам, общий доход государства от разрешения таких дел составляет не более
0,6% от общих затрат на содержание арбитражной системы (21,36 млрд руб. в 2012
году), а "стоимость" одного дела может быть в 10 раз меньше, чем
"стоимость" его рассмотрения (15 000-45 000 руб.). Ученые из ИПП
считают, что эта проблема требует решения, и рекомендуют Высшему арбитражному
суду "проявить инициативу в изменении конкретных ведомственных
правил". Во-вторых, это дела, где совершенно нет необходимости в судебном
разбирательстве – их не менее 5%. "Это дела, по которым спор отсутствует,
и стороны пришли к соглашению в ходе разбирательства или даже до него", —
так они характеризуются в исследовании. Авторы также изучили региональные различия в сроках
рассмотрения дел в арбитражных судах и отличия между делами разных категорий.
Учитывая повышенную нагрузку на судей Арбитражного суда города Москвы (АСГМ),
неудивительно, что более половины дел рассматривается здесь дольше 108
календарных дней при 62 в среднем по России. Быстрее всего рассматриваются
дела, связанные с взысканием обязательных платежей (на 21% быстрее при прочих
равных), и дела, связанные с привлечением к административной ответственности
(40% при прочих равных). Самое большое увеличение сроков — в 2,3 и 3,5 раза по
сравнению со средними сроками рассмотрения и принятия решения по делу —
возникает при рассмотрении дел о государственной регистрации прав собственности
и дел о ликвидации юридических лиц, соответственно, констатируют авторы
документа.
Прикрепления: |