Минфин разработал законопроект, предполагающий
введение обязательного досудебного урегулирования всех налоговых споров. Это
должно ускорить процесс рассмотрения жалоб, снизить финансовые и временные
затраты заявителя, уменьшить нагрузки на суды. Часть новых норм должна вступить
в силу в 2013 году. Но обязательный порядок обжалования всех споров, скорее
всего, заработает только в 2014 году. Действующий сейчас федеральный закон "Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)" не предусматривает применение медиации в административных
публичных спорах, к которым относятся и налоговые. "Одно из главных преимуществ законопроекта - ускоренная
процедура рассмотрения жалобы, - рассказала "РГ" президент
Национальной организации медиаторов, руководитель Центра медиации и права
Цисана Шамликашвили. - Налоговым органам отводится на это всего 15 дней, тогда
как в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года. В
отличие от судебного процесса, заявителю жалобы не нужно будет оплачивать
государственную пошлину - его жалоба в досудебном порядке рассматривается
бесплатно". Предусматривается также введение такого института, как
гарантия для налогоплательщиков на дополнительное обжалование. Пройдя один этап
досудебного обжалования, налогоплательщик может (но не обязан) обратиться в
вышестоящий орган - центральный аппарат налоговой службы, ФНС России. При этом
и после обращения в ФНС у него сохранится возможность судебного обжалования
решений, принятых в результате налоговых проверок. Одним из дискуссионных пунктов законопроекта является
возможность участия налогоплательщика в процедуре рассмотрения его жалобы.
Разработчики проекта поясняют, что участие заявителя в рассмотрении жалобы не
планируется, так как выяснение обстоятельств дела в этом случае очень сильно
растянется. С другой стороны, право налогоплательщика высказаться по волнующим
его вопросам может быть чрезвычайно важным для процесса разрешения спора, и это
признается большей частью экспертов.
Они же отмечают, что в досудебном урегулировании налоговых
споров даже не так важно применение самой процедуры медиации, как владение
представителем налогового органа навыками медиации. Цисана Шамликашвили
полагает, что было бы более целесообразно внедрять элементы медиации и
медиативный подход даже на уровне регламентов, которые будут описывать порядок
общения с налогоплательщиками. Это, по ее мнению, создаст основу для доверия
граждан к налоговой системе и государственным институтам в целом.
Прикрепления: |