Правительство РФ внесло в Госдуму проект нового федерального
закона о судебно-экспертной деятельности, направленный на повышение качества
судебных экспертиз и сокращение сроков их производства. В настоящее время критерии оценки компетентности судебных
экспертов, не являющихся работниками государственных судэкспертных учреждений,
обоснованности используемых ими методик, законодательно не закреплены. Это
"является причиной низкого качества проводимых этими лицами экспертиз и,
как следствие, судебных ошибок, увеличения количества повторных и
дополнительных экспертиз, увеличения сроков судопроизводства в целом",
отмечают разработчики законопроекта из Минюста России. Законопроектом определены механизмы сертификации
компетентности судебного эксперта, которые являются обязательными для
государственных судебных экспертов и добровольными для лиц, не являющихся
работниками государственных судебно-экспертных организаций (подразделений).
Вместе с тем получение сертификата компетентности судебного эксперта является
обязательным условием для внесения сведений о судебном эксперте в
Государственный реестр судебных экспертов, с учетом ограничений по раскрытию
сведений о государственных судебных экспертах. Предусматривается, что порядок
сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, в том числе
внеочередной сертификации, порядок выдачи, отказа в выдаче, приостановления,
прекращения действия и лишения сертификата компетентности, а также форма сертификата
компетентности будет устанавливаться Правительством РФ. В целях приведения в соответствие с требованиями
процессуального законодательства унифицированы понятия судебного эксперта и
требования, предъявляемые к нему, включены положения о лицах, которым не может
поручаться судебная экспертиза. Так, в качестве судебного эксперта не может
выступать лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или
ограниченно дееспособным, а также лицо, имеющее непогашенную или неснятую
судимость. В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта
судебным экспертом не может быть лицо судимость которого погашена или снята в
установленном законом порядке; освобожденное от уголовной ответственности за
совершение умышленного преступления по основаниям, предусмотренным статьями
75-78, 84 Уголовного кодекса РФ; действие сертификата компетентности которого
прекращено. Вводятся механизмы валидации (оценка пригодности)
методических материалов и сертификации научно-методического обеспечения
судебной экспертизы. Порядок валидации и сертификации методического обеспечения
будет устанавливаться Правительством РФ. Также в соответствии с постановлением Пленума Верховного
суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 законопроектом уточняются понятия
комиссионной и комплексной экспертизы.
Прикрепления: |