Госдума приняла в третьем чтении пакет законов о
декларировании расходов чиновников. При этом в последний момент единороссы
предложили поправки, которые сводят на нет саму идею контроля за расходами.
Ранее думское большинство отклонило предложение оппозиции расширить круг
"раскрывающихся" родственников и перечень декларируемого имущества. Эти законопроекты были внесены в нижнюю палату парламента в
начале апреля 2012 года по инициативе занимавшего в то время президентский пост
Дмитрия Медведева. Он предложил обязать государственных и муниципальных
служащих, лиц, занимающих должности в госкорпорациях, а также их супругов и
несовершеннолетних детей декларировать крупные расходы на покупку недвижимости,
транспортных средств и ценных бумаг, превышающие доход супругов по основному
месту работы за три года. В случае превышения доходов над расходами чиновник
должен рассказать об источнике получения денег, а также обосновать законность
их получения. Однако уже на этапе третьего чтения думские единороссы
Владимир Плигин, Ирина Яровая, Павел Крашенинников и другие решили серьезно
скорректировать документ. Они сочли, что будет справедливо обязать чиновников
отчитываться о дорогостоящих покупках, только если они превышают общий доход
супругов за три года, который получен не только по основному месту работы.
Таким образом, в понятие "общий доход" подпадут дивиденды чиновника
от акций компаний, доходы от литературной и преподавательской деятельности и
т.п. В документе сохранена норма о том, что основанием для
проверки чиновника может стать информация о несоответствии его доходов
расходам, предоставленная правоохранительными органами, политическими партиями,
Общественной палатой, средствами массовой информации, а также общественными
объединениями (анонимные сообщения к сведению приниматься не будут). В случае,
если в ходе проверки выяснится, что чиновник не выполнил своей обязанности по
декларированию доходов и расходов своей семьи, ему будет грозить увольнение с
работы. Кроме того, за предоставлением недостоверных или неполных сведений об
имуществе, а также при несоответствии доходов и расходов чиновника может
последовать обращение этих активов в доход государства. Обращаться по этому поводу
в суд должна прокуратура. Думский комитет по безопасности и противодействию коррупции
решился лишь немного скорректировать законопроекты ко второму чтению. В октябре
в них парламентарии прописали запрет чиновникам дробить одну сделку на
множество мелких с целью уклонения от декларирования. Тем не менее
концепутальные поправки были отклонены. Не понравилась парламентскому
большинству идея коммунистов Александра Куликова и Николая Коломейцева обязать
чиновнков отчитываться о своих покупках, превышающих их годовой доход с
супругой, а не трехлетний, как предлагал Медведев. Однако в комитете к нему
отнеслись скептически. "[Это предложение] практически не имеет большого
смысла по одной простой причине — кроме увеличения проверок ничего не
даст", — заявил зампред комитета по безопасности и противодействию
коррупции Эрнест Валеев. — Крупные покупки, как правило, делаются за счет
многолетних накоплений, и соотношение доходов и расходов только за один год в
этом плане не имеет никакого практического смысла". В заключение он
добавил, что в России уже есть база о доходах чиновников за последние три года,
поэтому "в законопроекте вполне логично исходить из трех лет". Не нашла поддержки в парламенте и инициатива расширить круг
родственников чиновника, доходы и расходы которых указываются в декларации
чиновника. В частности, депутат от ЛДПР Андрей Луговой предлагал ввести такую
обязанность не только для супругов чиновника и несовершеннолетних детей, но и
для его совершеннолетних детей, родителей, а также для лиц, с которыми чиновник
имеет совместных детей. Группа же эсеров в лице Сергея Миронова, Николая
Левичева и других предлагала ввести обязательное декларирование и для внуков,
бабушек и дедушек, родителей, братьев и сестер. "Расширение перечня лиц, обязанных представлять
декларации, позитивно принималось бы общественностью, — заявил Валеев, но сразу
же объяснил, почему на поводу у нее идти нельзя: — Такая практика чревата
существенными негативными последствиями". По его словам, они будут
заключаться в том, что "широкое и публичное раскрытие информации о
совершеннолетних родственниках, а также об их имуществе, доходах и расходах
может быть использовано в противоправных целях".
По материалам ПРАВО.ru
Прикрепления: |