Государственная Дума приняла в пятницу в третьем чтении
законопроект, согласно которому запрещается организовывать товарищества
собственников жилья (ТСЖ) в строящихся зданиях, чтобы прекратить многочисленные
случаи мошенничества в этой сфере, а жилкомиссии будут проверять обоснованность
создания ТСЖ.
Законопроект, внесенный в Госдуму группой депутатов, был
принят в первом чтении в середине ноября 2010 года. После длительного
обсуждения и согласования поправок ко второму чтению в начале апреля документ,
наконец, прошел и его.
В результате, депутаты законодательно запретили создание ТСЖ
застройщиком в строящихся зданиях. До момента, когда собственники помещений во
вновь построенных домах смогут выбрать способ управления домом, оно будет
осуществляться компанией, которая выиграла организованный муниципалитетом
открытый конкурс.
Также предлагается, чтобы при принятии решений о создании,
реорганизации и ликвидации товарищества собственники помещений в многоквартирном
доме собственноручно подписывали решения, которые будут направлены в органы
регистрации юридических лиц.
"Таким образом, будет существенно снижен риск
фальсификаций при создании товариществ собственников жилья", - считает
глава профильного комитета по законодательству Павел Крашенинников.
Кроме того, расширяется компетенция жилкомиссий - органов
исполнительной власти субъектов РФ, которые контролируют использование и
сохранность жилищного фонда. В частности, такие комиссии наделяются правом
проверять обоснованность создания ТСЖ и соответствие их уставов действующему
законодательству. Также они смогут принимать решения о составе ТСЖ и избирать
их руководящие органы.
"Так что у собственников помещений отпадает
необходимость по поводу любого спора запускать продолжительную и недешевую
судебную процедуру", - пояснил депутат.
До 1 марта 2013 года жилкомиссии должны будут проверить
законность создания всех существующих на момент принятия закона ТСЖ и избрания
управляющих компаний. В дальнейшем они будут контролировать процесс создания
новых товариществ.
Законопроект значительно упрощает процедуру выхода из
состава уже созданных ТСЖ, объединяющих несколько многоквартирных домов. Для
решения о выходе одного или нескольких домов из такого товарищества достаточно
решения собственников жилья в этом доме или домах, а не всего
"многодомного" ТСЖ, как это было ранее.
Документ также существенно повышает прозрачность решений,
принимаемых руководством ТСЖ и управляющими компаниями на основе положения об
обязательном предоставлении информации об их деятельности в соответствии с
утвержденным правительством РФ стандартом информации.
"Что касается создания саморегулируемых организаций
управляющих компаний, то этот вопрос вынесен из Жилищного кодекса и будет
рассмотрен отдельно", - отметил Крашенинников.
Для многоквартирных домов, где ТСЖ не созданы,
устанавливается возможность создания совета дома (так называемых домовых
комитетов). Такой подход не уменьшает компетенцию общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме и при этом упрощает на практике решение
вопросов по управлению многоквартирным домом, таких, как оформление актов
выполненных услуг и работ, требование снижения платы при нарушении качества
коммунальных услуг, представительство в суде в интересах собственников
помещений. Кроме того, допускается возможность внесения прямых платежей за
предоставленные услуги, минуя управляющую компанию.
"Со дня вступления в силу Жилищного кодекса прошло
шесть лет. За это время на основе осуществлявшегося комитетом мониторинга
накоплена богатая практика правоприменения жилищного законодательства, выявлены
его "узкие места", - отметил Крашенинников.
Он убежден, что принятие законопроекта существенно укрепит
права граждан при управлении их имуществом в многоквартирных домах, усилит
ответственность и повысит прозрачность деятельности управляющих кампаний и ТСЖ,
позволит снизить издержки, повысит эффективность управления многоквартирными
домами и "положит конец многочисленным махинациям в сфере коммунальных
услуг".
Документ вносит поправки в Жилищный кодекс РФ и в ряд
российских законодательных актов.
Прикрепления: |