Практика ВС РФ в вопросе, может ли судья-отставник работать адвокатом, устоялась – если хочет сохранить статус, то не имеет права этого делать, а если попробовал, то все, пожизненного содержания уже не получит. Тем не менее заявители по-прежнему идут на Поварскую улицу с новыми аргументами. Павел Юренев работал судьей недолго, занимая пост в Кировском районном суде Астрахани в 2001–2004 годах. Незадолго до достижения 55-летнего возраста, с которого назначается ежемесячное пожизненное содержание, Юренев обратился по этому поводу в местные органы судейского сообщества. Однако вместо этого 20 июня 2014 года Квалификационная коллегия судей Астраханской области лишила его статуса. Поводом стало нарушение отставником требований, предъявляемых к судье п. 3 ст. 3 закона о статусе судей. В ответ Юренев обратился с жалобой в Верховный суд.
Дело рассматривали сегодня под председательством Аллы Назаровой. Представители ККС на заседание не прибыли, однако факсом попросили оставить жалобу без удовлетворения, а заседание провести в их отсутствие. Юренев не возражал и изложил свой первый довод: – Я считаю, что каждый, кто привлекается к ответственности, обязан знать, по какой конкретно норме он привлекается и какая за это предусмотрена санкция. В п. 3 ст. 3 закона о статусе судей более полутора десятков подпунктов. Конкретной нормы в отношении меня [в решении ККС] нет, и мне хотелось бы знать, что именно применила квалифколллегия в моем случае. В статье 3 пункт 3, озаглавленый "Судья не вправе", действительно содержит 14 подпунктов, и прямого запрета работать адвокатом в них нет. Однако в подп. 5 говорится, что судья не может заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, а исключения из этого правила прописаны в п. 4 этой же статьи. Там сказано, что судья пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности не менее 20 лет, либо достигший возраста 55 (для женщин 50) лет может работать в ряде госорганизаций и др., но не вправе занимать должности прокурора, следователя, дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. Из этого Юренев сделал вывод, что если такого стажа и возраста он еще не достиг, то запрет на него не распространяется. – 4-й пункт ст. 3 закона о статусе судей разрешает, я считаю, заниматься перечисленными там пятью видами деятельности, в том числе и адвокатской. Государство не может поступать со своими гражданами, судьями, как наперсточник. Ведь, если судья удаляется в отставку, а у него нет 20-летнего стажа, то он лишается средств на существование. Он уже ничего другого делать не умеет в этом возрасте, – говорил Юренев.
Схожую позицию уже высказывали в ВС еще три года назад. 17 августа 2011 года ККС Владимирской области лишила статуса отставника Василия Фомичева, ранее работавшего в Петушинском райсуде (подробнее>>) за ту же провинность – работу адвокатом. Он вместе с представителем заявлял, что норма, оговаривающая запреты на занятие определенных вакансий, в целом не согласуется с трудовым правом. – Дается выбор: работать или получать пожизненное содержание. Да, нелогично то, что когда ты достиг 55 лет, то уже можно работать. Но это уже вопрос к законодателю, – высказался тогда председательствующий Александр Федин.
В отмене решения Фомичеву было отказано. Еще одним доводом Юренева было то, что адвокатом он с февраля 2012 года не работает. Когда именно он приобрел статус, на заседании не обсуждалось, а в палате, где состоял Юренев, оперативно ответить на этот вопрос не смогли. Но, судя по практике ВС, ни срок работы, ни то, что статус прекращен, роли не играет. В судебных актах по таким заявлениям указывается, что прекращение деятельности, не совместимой со статусом судьи, до дня рассмотрения ККС вопроса о его лишении нарушения не устраняет (подробнее>>). На решение у Назаровой ушло около 15 минут, в удовлетворении жалобы она отказала. Как сказал Юренев после заседания "Право.Ru", он намерен его обжаловать.
По материалам ПРАВО.ru
Прикрепления: |