13 сентября 2011 года на заседании Правительства РФ
руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев
представил ежегодный доклад «О состоянии конкуренции в Российской
Федерации» за 2010 год. По данным ФАС
России,
на начало 2010 года в российской экономике количество хозяйствующих субъектов
составило 4907,8 тысяч и по сравнению с предыдущими годами незначительно
выросло. Рост числа предприятий зафиксирован в сфере торговли автотранспортными
средствами и их технического обслуживания, сфере транспорта и связи, сфере
управления эксплуатацией жилых домов. Тенденция сокращения хозяйствующих
субъектов наблюдается в сфере обрабатывающих производств, в том числе
производства машин и оборудования. При этом, продолжает
снижаться доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 году 10% ВВП
создавалось 10 компаниями, в 2007 году — 16 компаниями, в 2008 году — 25
хозяйствующими субъектами, а в 2009 году — 32 крупнейшими компаниями. Сами предприниматели,
согласно опросам и исследованиям независимых экспертов, дают положительные
характеристики российской конкуренции: каждый второй (43%) оценил ее как
«скорее благополучную», каждый четвертый (23%) как однозначно «благополучную». В 2010 году ФАС и ее
территориальные органы возбудили 11431 дело о нарушении антимонопольного
законодательства. Характер правонарушений, совершаемых хозяйствующими
субъектами меняется: на 24% увеличилось количество картельных соглашений среди
предприятий и организаций; доля нарушений, совершаемых субъектами, занимающими
доминирующее положение, наоборот, сокращается (до 18,7%). Почти треть
выявленных нарушений антимонопольного законодательства – это ограничивающие
конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов. Остальное
количество нарушений антимонопольного законодательства специалисты ФАС России
отмечают в сфере АПК, транспорта и связи, топливно-энергетического комплекса. По словам
И.Артемьева, в 2010 году с переходом на электронные торги удалось разрешить
также ряд ключевых проблем, возникавших в связи с несовершенством действовавшей
системы размещения государственного и муниципального заказа. Минимизированы
риски сговора участников торгов, давления на «неугодных» участников со стороны
конкурентов и организаторов (заказчиков) электронных торгов, т.к. при их
проведении исключена возможность идентификации поставщиков до подведения
ценовых итогов. Среди основных задач
по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, стоящих перед
ведомством, Игорь Артемьев выделил: • создание условий
для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не
являющихся субъектами естественных монополий; • предотвращение и
пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и
местного самоуправления в функционирование рынков и эффективная защита
предпринимательства, • обеспечение равного
доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных
монополий, • развитие
конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов
естественных монополий. Также Игорь Артемьев
выразил уверенность, что совершенствованию антимонопольного регулирования и
развитию конкуренции будет способствовать «третий антимонопольный пакет»
поправок в российское законодательство, одобренный Государственной Думой РФ в
первом чтении 9 сентября 2011 года.
Прикрепления: |