Верховный суд России не удовлетворил иск общества защиты
прав потребителей "Общественный контроль в действии" и не обязал
авиаперевозчиков в России брать на борт людей в инвалидных колясках или лежачих
больных вне зависимости от того, есть ли в самолете специальные условия.
Тем временем в первом чтении Госдумой уже приняты поправки в
Воздушный кодекс, по которым аэропорты будут обязаны сопровождать инвалида, в
том числе помогать ему регулировать отношения с авиакомпанией. Организация "Общественный контроль" своим иском
пыталась оспорить норму правил воздушных перевозок, позволяющую авиакомпаниям
отказывать в полете инвалидам, если в самолете нет для этого условий. Как
отметил юрист правозащитной организации Дмитрий Лесняк, этот пункт в
авиаперевозках действует пять лет и он дискриминационен по отношению к людям с
ограниченными возможностями. При этом, по его словам, в российском
законодательстве, как и в международном, прописано, что право на пользование
услугами предоставляется в равной степени всем пассажирам вне зависимости от их
физиологических особенностей. По мнению заявителей, если авиакомпаниям запретят
отказывать инвалидам в перевозках, они будут вынуждены обновить авиапарки или
компенсировать стоимость билета, если он был куплен человеком в коляске, но на
борт его не взяли. Представитель Минюста Марина Костецкая поддержала
заявителей, отметив, что закон "О соцзащите инвалидов" обязывает все
российские организации предоставлять инвалидам возможность беспрепятственного
доступа к любым услугам и информации, равно как и в любой вид транспорта. В свою очередь, представитель Минстранса Дмитрий Коновалов
напомнил, что перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор
воздушной перевозки пассажира, если состояние его здоровья требует особых
условий, либо угрожает безопасности - его или других людей, создает беспорядок
и неустранимые неудобства для всех, а ведь другим людям тоже надо лететь. И
если согласиться с истцами, то придется уменьшать число обычных мест,
обустраивая инвалидов в самолетах, для таких перевозок не подготовленных. По данным Минтранса, в Госдуме уже прошел первое чтение
законопроект, в котором уточняются необходимые технические особенности
пассажирских самолетов и который в конечном итоге заставит перевозчиков
обновить или переоборудовать свой авиапарк, но не снимет с пассажиров
обязанность заранее информировать авиакомпании о том, что им могут понадобиться
специальные условия. Как ранее рассказывал в интервью "РГ" директор
департамента по делам инвалидов Минтруда Григорий Лекарев, поправки в Воздушный
Кодекс предусматривают также необходимость внедрения действенных механизмов,
таких как содействие инвалиду при регистрации, оказание ему помощи при
передвижении по аэропорту, порядок уведомления авиакомпании о том, что рейсом
полетит человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Прикрепления: |