Федеральным законом от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ «О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» в градостроительное законодательство
РФ внесены существенные изменения. Они направлены на повышение безопасности
зданий и сооружений, урегулирование порядка их эксплуатации, а также
установление ответственности за причинение вреда в результате разрушения или
повреждения объектов капитального строительства. До настоящего времени
основным документом, призванным обеспечить безопасность зданий и сооружений, в
том числе в процессе эксплуатации, являлся федеральный закон от 30.12.2009 г. №
384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он устанавливал лишь
общие требования к обеспечению безопасности зданий в процессе эксплуатации, не
конкретизируя порядок и способы достижения результата. Эти вопросы частично
были урегулированы нормативными правовыми актами Правительства РФ и
региональным законодательством. Достаточно подробно были регламентированы
вопросы эксплуатации зданий жилищного фонда, объектов, относящихся к опасным
производствам, и промышленных объектов. А вот вопросы порядка и контроля
эксплуатации зданий общественного назначения (офисных, культурных, торговых и др.)
на уровне федерального законодательства были мало урегулированы. Пробелы
частично восполнялись региональным законодательством и ведомственными нормами. С принятием закона №
337-ФЗ расширилась сфера действия ГСК РФ, который теперь регулирует и отношения
в области эксплуатации зданий и сооружений. Новая глава 6.2 «Эксплуатация
зданий и сооружений» устанавливает основные требования к их эксплуатации,
обязанности лиц, ответственных за эксплуатацию, и наделяет органы местного
самоуправления поселений и городских округов полномочиями по проверке
технического состояния и надлежащего технического обслуживания зданий и
сооружений. Указанная глава вводится в действие с 01 января 2013 года. Итак, каковы же
основные требования к эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с
вводимыми в ГСК РФ нормами? Во-первых, она должна осуществляться в соответствии
с разрешенным использованием (назначением) здания или сооружения, а также
согласно требованиям технических регламентов, проектной документации,
нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ и муниципальных правовых актов.
Кроме того, эксплуатация возможна только после получения разрешения на ввод
объекта в эксплуатацию. Если такое разрешение не требуется, то отправной точкой
служит окончание строительства, реконструкции или капитального ремонта.
Наконец, в целях обеспечения безопасности, в процессе их эксплуатации должны
обеспечиваться их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий
ремонт. Новая глава ГСК РФ
очерчивает круг лиц, ответственных за эксплуатацию зданий и сооружений. Прежде
всего, таким лицом является собственник. Далее, им также выступает лицо,
владеющее зданием или сооружением на ином законном основании, каковым может
быть, например, аренда, хозяйственное ведение, оперативное управление и др…
Также за эксплуатацию отвечает лицо, привлекаемое собственником или иным
законным владельцем на договорной основе. Таким образом,
вступление в действие главы 6.2 ГСК РФ существенным образом повлияет на
деятельность управляющих компаний как лиц, ответственных за эксплуатацию зданий
и сооружений. Законом вводится
обязанность собственника или иного законного владельца здания или сооружения
передать лицу, ответственному за его эксплуатацию, определенную документацию. В
перечень включены результаты инженерных изысканий, проектная документация, а
также акты освидетельствования работ, строительных конструкций, систем и сетей
инженерно-технического обеспечения объекта. Предоставлена должна быть и иная
документация, необходимая для эксплуатации объекта. Кроме того, закон
обязывает собственников зданий и сооружений до 01 января 2013 года обеспечить
разработку правил безопасной эксплуатации зданий и сооружений в случае, если в
отношении них отсутствует раздел проектной документации, устанавливающий
требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального
строительства. Исключение составляют зданий и сооружений, на которые не
требуется разработка проектной документации. Содержание таких правил
безопасности определено в части 6 статьи 17 Закона № 337-ФЗ. Именно этими
правилами должны будут руководствоваться управляющие компании при эксплуатации
зданий, сооружений. Новая глава ГСК РФ
очерчивает круг обязанностей лиц, ответственных за эксплуатацию здания или
сооружения. Во-первых, должны проводиться работы по их техническому
обслуживанию и поддержанию надлежащего технического состояния, включая
необходимые наблюдения или осмотры. При этом периодичность и состав работ
определяются в соответствии с проектной документацией и результатами контроля
за техническим состоянием индивидуально для каждого объекта, исходя из условий
его строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Следующей обязанностью является ведение журнала эксплуатации здания или
сооружения. В него вносятся сведения о датах и результатах проведенных
осмотров, контрольных проверок и мониторинга оснований объекта, а также его
строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем
инженерно-технического обеспечения и их элементов. Внесению в журнал подлежат и
сведения о выполненных работах по техническому обслуживанию объекта и о
проведении текущего ремонта, а также даты и содержание выданных уполномоченными
органами предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации нарушений
и сведения об устранении этих нарушений. Наконец, о каждом случае возникновения
аварийных ситуаций в здании или сооружении ответственные лица должны извещать
органы государственного контроля (если таковой осуществляется), органы местного
самоуправления, а также собственника или владельца объекта. Законом также
урегулировал вопрос передачи документации при смене управляющего объектом.
Новому управляющему в течение десяти дней должны быть переданы определенные
документы. Среди них – журнал эксплуатации, предписания об устранении
выявленных нарушений и акты проверки выполнения уполномоченными органами
исполнительной власти указанных предписаний, рекомендации органа местного
самоуправления и иные документы, подтверждающие выполнение работ по
техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту. Закон № 337-ФЗ
предоставляет органам местного самоуправления полномочия по проведению осмотра
зданий и сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического
обслуживания, а также выдаче рекомендаций о мерах по устранению выявленных
нарушений. При поступлении заявлений о нарушении требований в эксплуатации,
возникновении аварийных ситуаций или угрозы разрушения объекта, орган местного
самоуправления имеет право провести его осмотр и выдать рекомендации о мерах по
устранению выявленных нарушений. В случае выявления
нарушения при эксплуатации объекта требований технических регламентов либо
проектной документации его эксплуатация может быть приостановлена. Кроме того, вносимые
изменения создают систему надзора за эксплуатацией зданий и сооружений, а также
механизмы контроля и воздействия на лиц, ответственных за их эксплуатацию. Так,
п.20 Закона № 337-ФЗ вводится ответственность за причинение вреда, в том числе
возникшего по причине нарушения требований к обеспечению безопасной
эксплуатации. Ответственным за возмещение вреда, по общему правилу, является
собственник. Однако данная норма может отразиться и на управляющей компании.
Дело в том, что возместивший вред собственник имеет право предъявить регрессное
требование к лицу, выполнившему в период эксплуатации объекта на основании
договора соответствующие работы по его содержанию или обслуживанию, вследствие
недостатков которых причинен вред. Вступление в силу
норм ГСК РФ об эксплуатации зданий и сооружений, безусловно, будет
способствовать повышению уровня безопасности при эксплуатации объектов
капитального строительства и качества технического обслуживания.
Прикрепления: |