Депутаты отложили на осень второе чтение поправок в Жилищный
кодекс, конкретизирующих ответственность собственников жилья за состояние
общедомового имущества. Государство призывает решать проблему капремонта
многоквартирных домов в складчину. То есть собрать деньги со всех жильцов в
единые региональные фонды и под госгарантии меньше чем за 20 лет полностью
ликвидировать проблему не отремонтированных многоквартирных домов. О новом законопроекте рассказывает зампред Комитета Госдумы
по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин:
- По статистике 45 млн россиян сегодня проживают в
многоквартирных домах, имеющих износ от 30 до 65%. Стоит ли говорить, что
условия жизни в таких домах крайне дискомфортны, а капитальные работы обходятся
очень дорого. По оценкам экспертов, чтобы отремонтировать обветшалые дома по
всей стране, потребуется 3 трлн рублей. Никак иначе, кроме как через создание
касс взаимопомощи, таких денег не собрать. До сих пор капремонт производился преимущественно за
бюджетные средства, которых не хватало. Дальнейшие попытки "залатать
дыры" в 1,5 млн многоквартирных домов за счет бюджета неэффективны,
поскольку у государства физически нет таких денег. Дома попросту начнут
разрушаться и перейдут в разряд аварийного и ветхого жилья, подлежащего сносу.
Потому выход, на мой взгляд, один - установить для
собственников квартир обязательный ежемесячный платеж за капремонт. Исключение
- владельцы жилья в новостройках "младше" 5 лет и аварийных домах.
Порядок сбора оплаты определяет федеральное правительство, минимальные и
максимальные размеры - регионы, а фиксированный размер платежей устанавливается
в каждом муниципальном образовании. К этим деньгам добавятся бюджетные ассигнования и кредитные
средства. За создание такой системы будут отвечать губернаторы, т.к. этот
вопрос передается в ведение субъектов Федерации. Обязанность государства - защитить собранные гражданами
средства на капремонт от инфляции и нецелевого использования. Одновременно с
этим формируется денежная "подушка безопасности" с использованием
различных видов бюджетного софинансирования и банковского кредитования на
проведение капремонта, который понадобится домам в будущем. Также, согласно законопроекту, регионы смогут получать
субсидии из федерального бюджета на создание региональных систем капремонта.
Собственники приватизированных квартир вправе будут требовать у государства
провести капремонт домов, если он необходим на момент приватизации. Вводятся
равные права на бюджетную поддержку на проведение капремонта, независимо от
способа управления многоквартирным домом. Предусмотрено включение обязательных
платежей за капремонт в региональную систему соцзащиты населения при оплате
услуг ЖКХ. Подобные региональные системы действуют в 12 субъектах
Федерации и успешно себя зарекомендовали. Например, в Татарстане заключены
договоры с 354 управляющими организациями. Все поступающие в республиканский
фонд средства собственников имеют адресный характер. Зачисление осуществляется
на счет конкретного дома, от собственников которого они поступили. Организован
подомный учет поступления и расходования платежей жильцов за капремонт.
Главная цель законопроекта - изменить ситуацию с качеством
жизни граждан в лучшую сторону, проведя капремонты, повышающие
энергоэффективность дома. Остается надеяться, что законопроект будет успешно
применяться на практике и его положительно оценят миллионы граждан, которые
сегодня живут в тяжелых жилищных условиях.
Прикрепления: |