С 1 марта 2012 года начнется проверка законности создания
всех уже существующих ТСЖ и избрания управляющих компаний, которая должна быть
завершена государственной жилищной инспекцией к 1 марта 2013 года, об этом
сообщил « Российской газете» ведущий юрисконсульт направления "Городское
хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев на
Всероссийском форуме "Система управления жилищным фондом России". Кроме того, по словам эксперта, поправки в Жилищный кодекс (ЖК РФ),
которые вступили в силу 16 июня 2011 года, направлены прежде всего на
"ужесточение контроля за деятельностью управляющих компаний". "Изменения достаточно радикальные и серьезные, -
считает Дмитрий Гордеев. - В частности, поправки предоставили органам
самоуправления функции контроля. Теперь, если от жильцов будут поступать жалобы
на ненадлежащую работу управляющих компаний, муниципалитет будет обязан принять
конкретные меры, вплоть до отстранения от управления домом в течение 15
дней". Расширены полномочия контроля со стороны государственных
органов и в отношении ТСЖ. Кроме того, теперь запрещается создавать ТСЖ на
этапе строительства дома. Также в Кодексе прописан запрет на создание
"карманных" управляющих компаний, навязываемых застройщиком будущим
жильцам дома. Государственная жилищная инспекция теперь наделена правами
проверки правомерности всех принятых ТСЖ решений, легитимности собраний и
голосований. Также изменениям подверглась и концепция финансирования капитального
ремонта домов. По словам начальника отдела госрегулирования тарифов
минэкономразвития Павла Азгальдова, схема финансирования капремонта
многоквартирных домов будет носить "гибридный" характер, т. е. иметь
как накопительную, так и кредитную части. К тому же предполагается, что
вмешательство федеральной власти в процесс осуществления капитального ремонта
будет минимальным, т. е. будет приниматься минимум нормативно-правовых актов,
позволяющих реализовывать схемы капитальных ремонтов. Основная нормативная база
будет приниматься на уровне субъектов Федерации. К тому же, по словам Павла Азгальдова, не должны быть
использованы централизованные схемы финансирования вроде фондов капитального
ремонта. Кроме того, накопления граждан должны быть максимально защищены,
транзакционные издержки минимизированы, а стоимость заемных средств снижена за
счет предоставления государственных и муниципальных гарантий. Также, по словам
Павла Азгальдова, на федеральном уровне будут приниматься правила определения
необходимого объема средств на проведение капитального ремонта и размер оплаты
за капитальный ремонт. Помимо прочего, будут приняты правила доверительного
управления денежными средствами. Существует несколько различных вариантов,
каким образом управлять средствами собственников и каким образом привлекать
кредитные средства и займы. "Доверительное управление, по нашему мнению, является
одним из лучших вариантов, поскольку оно одновременно позволяет сочетать и
функцию накопления средств, и функцию привлечения кредитов в интересах
собственника, считает Павел Азгальдов. - Также необходим контроль за тем, каким
образом реализуется доверительное управление. Правительство должно установить
правила контроля за доверительным управлением". На уровне субъектов РФ предполагается определение размера
платы и предельного объема средств, необходимых для капитального ремонта у муниципального
образования, с учетом местных особенностей. Также субъекты РФ в соответствии с
правилами доверительного управления осуществляют отбор доверительных
управляющих, которые должны удовлетворять самым строгим требованиям. В тех
случаях, когда собственники не принимают вовремя решения, будут предусмотрены
страховочные механизмы. Например, в тех случаях, когда дом крайне нуждается в
проведении капитального ремонта, эксперты могут принять решение за
собственников о начале проведения капитального ремонта. Задача муниципального уровня - учреждение доверительного
управления средствами по типовой форме с различными доверительными
управляющими, которые были уже отобраны субъектами РФ. При этом подобная схема
не отменяет участия собственников жилья. Они принимают на общем собрании
решение о проведении капитального ремонта, а если такое решение не принято, то
его принимает субъект РФ. В этом решении должна быть определена смета, выбор
подрядчика, поручение доверительного управления о начале привлечения кредитных
средств в тех случаях, когда собранных средств в рамках накопительной системы
недостаточно. Финансирование капремонта здесь возможно из различных
источников. Например, субъект РФ может принять решение о том, что он возмещает
собственникам определенный процент от расходов на капремонт. Также
предполагается, что могут быть представлены государственные и муниципальные
гарантии под те кредиты, которые привлекает доверительный управляющий в
интересах собственников жилья. В целом, по мнению экспертов, схема довольно
гибкая и позволяет тесно интегрировать этот механизм с элементами реализации
программы. К работе над документами, которые в дальнейшем будут регулировать
процесс капремонта многоквартирных домов, привлечен и Фонд ЖКХ. По словам директора экспертно-аналитического департамента ГК
"Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Ольги Сердюк, уже сейчас не менее 10% от общей суммы финансирования капремонта
составляют средства собственников. "К настоящему моменту на капремонт использовано 185
млрд рублей федеральных средств, а собственники собрали чуть больше 14 млрд
рублей, - отметила Ольга Сердюк. - Плохо это или хорошо? Любая цифра
относительна. С одной стороны, это меньше 10%. С другой стороны - это больше
пяти требуемых законодательством процентов". По словам эксперта, в некоторых регионах средства
собственников в расходах на капремонт составляют до 30%, что говорит о доверии
населения к механизму, заложенному в рамках 185 ФЗ.
Прикрепления: |