Закон о соцзащите
граждан, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы,
предусматривает следующее. Лицам, постоянно проживающим (работающим) в зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом, предоставляются
ежемесячные компенсации в размерах 20 руб. и 80 руб. (с 2012 г. соответственно
44,58 руб. и 178,3 руб.) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
продолжительностью 7 календарных дней. Условие - постоянное проживание (работа)
в указанной зоне до 2 декабря 1995 г. Эти положения
Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 23-П
"По делу о
проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с
жалобой гражданки Т.С. Чаплыгиной"
признаются неконституционными в той мере, в какой они - по
смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, - препятствуют
предоставлению данных мер соцподдержки некоторым гражданам. А именно: людям,
которые постоянно проживали (работали) в упомянутой зоне до 1 января 1991 г,
покинули ее в период до 2 декабря 1995 г. и после 2 декабря 1995 г. вернулись
туда на постоянное место жительства. В качестве условия
предоставления этих мер соцподдержки законодатель сначала предусмотрел
постоянное проживание (работу) в данной зоне до 1 января 1991 г. Тем самым за
гражданами, которые постоянно проживали (работали) там до 1991 г., было
признано право на соцзащиту в ранее установленном объеме. Затем граница данного
периода сместилась (дата изменилась на 2 декабря 1995 г.). Цель - сохранить
прежний объем соцзащиты за гражданами, прибывшими в указанную зону с 1 января
1991 г. до 2 декабря 1995 г. Но в правоприменительной практике это повлекло для
граждан, которые постоянно проживали (работали) в этой зоне до 1 января 1991
г., но покинули ее до 2 декабря 1995 г. и затем вернулись туда на постоянное
место жительства, отмену признанного за ними права на упомянутые меры
соцподдержки. Тем самым эти люди ставятся в худшее положение по сравнению с
теми, кто прибыл в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом
после 1 января 1991 г. По решению КС РФ федеральному законодателю надлежит внести
соответствующие изменения в действующее правовое регулирование.
Прикрепления: |