Россиянка заподозрила, что её муж скончался в больнице из-за неправильного лечения, но проверить свою версию она так и не смогла, поскольку медучреждение не передало ей нужные бумаги, сославшись на врачебную тайну. После этого женщина обратилась в Конституционный суд.
На сайте Конституционного суда опубликовано сообщение о решении рассмотреть жалобу Р. Д. Свечниковой на нарушение её конституционных прав отдельными положениями ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». В перечисленных статьях закона говорится в том числе и о правилах соблюдения врачебной тайны. Судьёй-докладчиком назначен Юрий Данилов.
Подробностей жалобы Свечниковой на сайте КС нет, но её история упоминалась в СМИ. Как сообщает «Коммерсант», в 2016 году 70-летний Евгений Свечников стал пациентом Кировского НИИ гематологии и переливания крови из-за онкологического заболевания. Медики назначили пациенту химиотерапию, через год мужчина уехал на консультацию в Израиль. По возвращении лечение продолжили, после чего Свечников вновь поехал в Израиль, где скончался. Его близкие посчитали, что смерть наступила из-за неправильного лечения в российской больнице. Вдова Римма Свечникова обратилась к руководству НИИ гематологии с заявлением о выдаче медицинских документов покойного, но ей отказали, сославшись на то, что эти бумаги являются врачебной тайной.
На этапе предварительного изучения жалобы Свечниковой судья КС запросил экспертное заключение об этой проблеме у Института права и публичной политики (ИППП). Рассмотрев заключение ИППП, суд принял жалобу к рассмотрению.
Как отметил руководитель судебной практики ИППП Григорий Вайпан, история семьи Свечниковых – один из множества подобных случаев.
«Сейчас законодательство таково, что в случае смерти пациента его близкие родственники не имеют никакой возможности получить доступ к медицинским документам. Это объясняется интересами умершего – необходимостью соблюдать его врачебную тайну. Более того, не принимается в расчёт даже прижизненное письменное согласие пациента на то, что его родственники могут знакомиться с медицинскими документами и получать информацию о ходе лечения», – пояснил Вайпан (цитата по «Коммерсанту»). По его словам, в законодательстве упомянут исчерпывающий перечень случаев, кому и при каких условиях можно раскрыть врачебную тайну без согласия пациента. Например, при наличии угрозы распространения инфекционных заболеваний или по запросу правоохранительных органов в связи с проведением расследования.
«Посмертные запросы родственников в законе не указаны», – обратил внимание Вайпан. В ИППП посчитали, что эта норма нарушает конституционные права граждан.
По материалам ПРАВО.ru
Прикрепления: |