Конституционный суд опубликовал на своем сайте определение, вынесенное по жалобе
Алексея Навального. И хотя КС отказал ему в признании неконституционными норм
КоАП по уличным акциям, в документе есть оригинальная правовая позиция,
уточняющая классификацию административной ответственности для нарушителей. Алексей Навальный пытался оспорить в КС РФ часть 1 статьи
3.5 и часть 2 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях. Его
жалоба поступила в КС в январе этого года, незадолго до того как было вынесено
громкое решение по запросу депутатов и Эдуарда Лимонова о митингах. Поэтому в
тексте определения неоднократно цитируется ранее вынесенное постановление
(когда, например, заявителю отказывают в жалобах на размеры штрафа), хотя в
документе есть и оригинальная правовая позиция. История эта началась в октябре
2012 года, когда Навальный, постояв, по его словам, в одиночном пикете у здания
ФСБ России в течение получаса, свернул плакат и пошел прочь по тротуару. Как
утверждает заявитель в КС, его пикет привлек внимание журналистов, те
последовали за ним, задавая вопросы. Тут его и задержали, составили протокол об
административном правонарушении, а мировой судья оштрафовал Навального на 30
000 рублей - за нарушение порядка организации и проведения публичного
мероприятия. Он обжаловал это решение, но неудачно и затем обратился в КС, считая,
что оспариваемые им нормы дают возможность ограничивать право на свободу мирных
собраний только по формальным основаниям. Хотя его действия, убежден Навальный,
не создавали реальную угрозу для общественного порядка и общественной
безопасности. Оппозиционер также подозревает, что хотя есть возможность просто
прекратить мероприятие или удалить оттуда нарушителей, при любом отклонении от
закона нарушителя все равно привлекают к административной ответственности. Исследуя оспариваемые нормы, судьи КС пришли к выводу, что сам уже факт
проведения публичного мероприятия без уведомления властей признается
общественно опасным и наказуемым. Что же касается формы привлечения к
административной ответственности, то в КС напоминают, что в федеральном законе
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
нарушителя действительно можно удалить, приостановить или прекратить саму
акцию. Привлечение к административной ответственности наряду с
применением указанных мер принуждения само по себе не может рассматриваться как
несоразмерное вмешательство в реализацию права на свободу собраний и избыточное
государственное принуждение, поскольку в отличие от мер административной
ответственности, целями которых является предупреждение совершения новых
преступлений, данные меры направлены на пресечение противоправного поведения и
восстановление общественного порядка, - указывают авторы определения. Разграничив таким образом меры административной ответственности, судьи КС
ссылаются также на "Руководящие принципы о свободе мирных собраний",
подготовленные ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссией за демократию через право. В
этих принципах европейцы указывают, что "наложение санкций (таких, как
привлечение к ответственности) после мероприятия может иногда оказывать более целесообразным,
чем наложение ограничений "до или во время собрания". Поэтому в этой
части Навальному тоже было отказано в удовлетворении жалобы. Правда, в тексте
определения, ссылаясь на постановление по делу о митингах, судьи КС напоминают
свою рекомендацию коллегам о возможности избегать квалификации одиночного
пикета, если к нему было проявлено обычное внимание. Судья КС РФ Михаил Клеандров
пояснил "РГ", что "обычное внимание" - это не специальный
термин, и было ли оно - к одиночному пикетированию, что собрало людей, или это
была демонстрация, митинг - все это должно выясняться в рамках судебного
слушания". В КС уверены, что проверка законности судебных решений или
оценка степени их общественной опасности и последовавших за ними действий
правоохранительных органов не входит в их полномочия. - Это и есть необходимая степень судейского усмотрения - в
каждом конкретном деле масса нюансов, - объясняет Михаил Клеандров, - но и
законодателю не худо бы более точно конкретизировать степень общественной
опасности как данной акции (пикетирование, привлекшее внимание собравшихся в
связи с этим людей), так и во всех других, видимо, составах административных
правонарушений.
Прикрепления: |