Неожиданное предложение выдвигают известные правоведы -
восстановить институт народных заседателей. Участие судей из народа не только в
уголовных, но и гражданских процессах позволит принимать более справедливые
решения. И повысит доверие к суду. Еще одна броская инициатива, которая может
вызвать резонанс, - дать профессиональным судьям пожизненный статус. Люди в
мантиях станут таким образом неуязвимы для любого давления. Предлагаются и кардинальные
изменения в вертикале судебной власти - создать единый высший суд, чтобы не
было разнобоя в судебной практике. Один из авторов этих новаций - Гасан Мирзоев, президент
Гильдии российских адвокатов, доктор юридических наук, профессор, - так обосновывает
эти броские предложения:
- Недавно на Международном юридическом форуме, а затем на
Совете судей была сформулирована главная задача судебной системы: сделать так,
чтобы граждане активнее участвовали в работе правосудия и контроле за третьей
властью. В советское время контроль за ней осуществлялся формально, но все же
судьи тогда избирались и отчитывались перед населением региона. Общественная
оценка помогала судье осознать особую ответственность, которая не может
ограничиваться рамками судебного заседания или конкретного дела. Функцию
общественного контроля выполняли и народные заседатели, которые непосредственно
участвовали в отправлении правосудия. Обидное прозвище "кивалы",
которое приклеили к ним в смутное время девяностых, несправедливо. Судьи из народа
могли реально повлиять на суровость приговора и нередко делали это. Сейчас у нас есть институт присяжных заседателей. По сути,
это те же народные судьи, но они участвуют лишь в уголовном процессе. Многие
видные юристы, в частности, советник президента Вениамин Яковлев, считают, что
нужно возродить институт народных заседателей во всей полноте. Я с этим
абсолютно согласен. А чтобы в судах не было "кивал", в том числе и в
мантиях, судьи должны быть реально независимы и подчиняться только закону. Я
никогда не соглашусь с обвинениями судей во всех тяжких и смертных грехах.
Далеко не все из них коррумпированы или корыстны. Но cудьи в немалой степени
зависят от своих председателей и чиновников. Есть такие вопросы, как
представление к награждению, премирование, обеспечение жильем, а порой и
дисциплинарное наказание. На мой взгляд, любое воздействие на судей или
вмешательство в их деятельность абсолютно недопустимо. Этические нормы должны
быть прерогативой исключительно самого судейского сообщества. Мне приходилось защищать судей и в судебных заседаниях, и на
заседаниях квалификационных коллегий. По моему мнению, судьи у нас - наиболее
квалифицированная, интеллектуальная элита юстиции. Но надо сделать так, чтобы
они не боялись ни председателя, ни губернатора. Как добиться? Один шаг сделан -
отменили 3-летнюю повинность, когда молодой судья ходил, втянув голову в плечи:
назначат - не назначат. Надо делать следующий шаг: назначать судью пожизненно.
Это даст уверенность, что у него лишь один начальник - Закон. Еще одна проблема - единство правоприменительной практики. К
сожалению, разные суды по одним и тем же основаниям, одному и тому же делу
выносят порой диаметрально противоположные решения. В прежние годы главной
инстанцией в стране был Верховный суд, он анализировал судебную практику и
давал рекомендации по различным категориям дел. Судья по любому вопросу мог
открыть страницу и найти ответ. Сегодня в стране три ветви судебной системы. Я
глубоко уважаю Конституционный суд, там наши самые мудрые судьи. Но их решения
фактически не исполняют ни законодатели, ни суды, которые вроде бы получают
прямой посыл. Не единообразная практика рождает недоверие к суду в целом. Возможно, пришло время подумать над тем, чтобы в стране
функционировал один Верховный суд и единый общероссийский Судебный департамент,
который обеспечит работу судов только за счет федерального бюджета, что
называется, без единой копейки местных денег. Тогда не будет зависимости от
местных властей. В одном высшем суде могут работать конституционная коллегия,
арбитражная, административная, ювенальная. Но это будет единая система и будет
обеспечен единый подход в правоприменительной практике, о чем будут знать люди.
Сейчас доходит до абсурда. Человек идет в суд общей юрисдикции, но получает там
отказ. Тогда он регистрирует некое ООО и идет в арбитраж с тем же вопросом. И
получает поддержку. Таких примеров, с которыми сталкиваются адвокаты, пруд
пруди, просто беда. Почему суды почти не применяют наказания, не связанные с
лишением свободы? Боятся, что их заподозрят в коррупции. Большинство судей,
когда они видят, что по делу надо выносить оправдательный приговор или
прекращать дело по реабилитирующим основаниям, предпочитают дать пусть
небольшой, но срок, чем оправдать или переквалифицировать статью. У них страх,
что их самих обвинят. К сожалению, борьба с коррупцией приводит к тому, что
судьи, которые должны быть независимы, фактически перестают быть таковыми. Они
уже подчиняются не только закону, но и давлению улицы. Cегодня в юридическом и научном сообществе достаточно
высоких профессионалов. Если дать им поручение, они способны продумать создание
такой судебной системы, чтобы судьи себя чувствовали достойно и также решали
судьбы граждан. Еще, думается, нужно незамедлительно возобновить работу Совета
при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, который с уходом
Владимира Александровича Туманова перестал действовать. А проблем много, и они
нуждаются в квалифицированном обсуждении.
Прикрепления: |