На очередной сессии Совета судей Москвы, состоявшейся 24
октября 2011 года, председатель столичной квалификационной коллегии (ККС) Алексей
Мариненко среди прочего констатировал, что за прошедшие 9 месяцев были
прекращены полномочия 60 судей судов общей юрисдикции, среди которых 39 судей
райсудов и одиннадцать мировых. Сообщая об этом официально, Московский
городской суд решил добавить, что, по мнению его, Мосгорсуда, руководства,
"многие из судей ушли, опасаясь не справиться со служебной нагрузкой,
увеличение которой планируется в связи с началом работы апелляционной
инстанции". Абсурдность этого объяснения достойна того, чтобы обратить
на него внимание. Апелляционная инстанция создается в Мосгорсуде и как это
могло повлиять на решения подать в отставку судей районных судов, которым не
привыкать к перегрузкам? Да, российский законодатель, вводя с 1 января 2012
года апелляцию по гражданским делам, а еще через год – по уголовным, не подумал
ни про обеспечение кадрами, ни про элементарные рабочие места будущих судей новой
инстанции, но действительная причина феноменального ухода примерно 5% судей за
небольшой промежуток времени явно не в этом. Анонимное "руководство
Мосгорсуда" ошибается, полагая, что отток судей связан с созданием
апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, уходят не из Мосгора, а из
районных судов. Во-вторых, апелляционная инстанция пока вводится по гражданским
делам, а уходят и судьи-криминалисты, и
мировые. Дело в другом. Дело в том что, в России очень просто вначале
даруют права, а потом их лишают. Так было, когда по Конституции гражданам
страны предоставили право выбирать глав регионов, но потом решили, что
население этого не достойно и с завидной легкостью его отобрали. Так же и с
судьями. Сначала государство гарантирует определенный уровень пожизненного
содержания и перечень льгот, полагающихся достойным членам корпорации, а потом
постепенно урезает их. Между тем этот подход противоречит и российскому
законодательству (в ст. 9 Закона РФ "О статусе судей в Российской
Федерации" записано, что государство предоставляет судье материальное и
социальное обеспечение, соответствующее его высокому статусу), и практике
Европейского Суда, и позиции Конституционного Суда РФ. Обещанное президентом Медведевым повышение оплаты труда
судей остается эфемерным. В мае 2011 года Минфин заявил, что зарпалаты
служителей Фемиды проиндексируют лишь в конце 2012 года на 6% и подтянут
уровень дохода арбитражных судей до их коллег из судов общей юрисдикции, и
своей позиции менять не собирается. При этом следует вспомнить, что в последний
раз должностные оклады судей повышались в 1,085 раза в июле 2008 года. Можно,
конечно, предположить, что зарплаты повысятся после сокращения числа самих
судей, но, учитывая уровень нагрузки, этот вариант стоит считать чисто
гипотетическим. Но экономить на правосудии — означает оставить в судебной
системе людей трех категорий. Во-первых, тех, кто ей фанатично предан, судей с
большой буквы. Во-вторых, тех, кому больше некуда идти — полупрофессионалов. А
в-третьих, тех, кто просто пытается досидеть до пенсии. Это и несправедливая, и
порочная практика. Она стимулирует уход хороших профессионалов из судейского
сообщества, а также препятствует притоку в эту корпорацию профессиональных и
даровитых юристов извне. Кроме того, текучка кадров сама по себе, как известно,
не обеспечивает преемственность и традицию, а лишь ведет к деградации самого
института и девальвации навыков и желания отыскать истинность и справедливость.
Но кому такой суд нужен?
Прикрепления: |