Минэкономразвития России изложило свою позицию по ряду
вопросов, связанных с применением Федерального закона "Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).
Комментарии
ведомства к закону в форме ответов на вопросы по отдельным
проблемам размещены его официальном сайте.
Так, рассматривается вопрос, обязаны ли коммерческие
организации закреплять деятельность по осуществлению альтернативной
примирительной процедуры с участием посредников (процедуры медиации) в перечне
видов экономической деятельности в уставе организации? Как отмечается в
комментарии, в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ в
учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а
в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть
определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и
определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены
учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является
обязательным.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского
кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие
целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести
связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за
исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных
законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности,
необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
По мнению Департамента инновационного развития и
корпоративного управления Минэкономразвития, у коммерческой организации,
осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации,
обязанность по закреплению видов деятельности, которые осуществляет эта
организация, в уставе организации возникает только в том случае, если это прямо
предусмотрено законом для юридических лиц соответствующего вида. Это, по мнению
Минэкономразвития, соответствует позиции, изложенной в постановлении Пленума
Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996
г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации". Вправе ли саморегулируемая организация (далее – СРО)
медиаторов осуществлять деятельность по обеспечению проведения процедуры
медиации? Возможность создания СРО медиаторов предусмотрена Федеральным законом
от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования
споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее – Закон №
193-ФЗ). Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 193-ФЗ СРО
медиаторов могут создаваться в целях разработки и установления стандартов и правил
профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления
контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами,
осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями,
осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Помимо норм специального закона, регламентирующих порядок
создания, деятельности СРО медиаторов, а также устанавливающих права,
обязанности и функции СРО медиаторов, к СРО медиаторов применяются нормы
Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых
организациях" (далее – Закон № 315-ФЗ). Согласно части 6 статьи 6 Закона №
315-ФЗ СРО не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие
за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или
создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Учитывая цели создания СРО медиаторов, указанные в части 1
статьи 18 Закона № 193-ФЗ, деятельность СРО медиаторов по обеспечению
проведения процедуры медиации может, по мнению Минэкономразвития, повлечь
возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создать угрозу
возникновения такого конфликта.
В каких организационно-правовых формах может осуществляться
деятельность организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации?
Отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из
гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам,
возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений,
регламентируются Законом № 193-ФЗ.
В свою очередь Закон № 193-ФЗ не регламентирует порядок
создания организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. В связи с
чем, по мнению Минэкономразвития, лица, желающие создать организацию в целях
обеспечения проведения процедуры медиации, должны руководствоваться Гражданским
кодексом РФ.
К какому коду (каким кодам) по Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности относится деятельность
медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации? По
мнению Минэкономразвития, деятельность медиатора и организации, обеспечивающей
проведение процедуры медиации, соответствует в Общероссийском классификаторе
видов экономической деятельности ОК 029-2001 коду 74.14 "Консультирование
по вопросам коммерческой деятельности и управления" в подклассе 74.1
"Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита;
консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
предприятием". Указанная группировка включает предоставление услуг по
рассмотрению трудовых споров и примирению: содействие в досудебном разрешении
трудовых споров или посредничество с целью примирения для урегулирования
спорных вопросов между работниками и руководителями, между юридическими лицами
или между физическими лицами.
Какие дополнительные требования могут быть установлены к
медиатору? Требования к медиаторам установлены в статьях 15 и 16 Закона №
193-ФЗ. Вместе с тем, частью 7 статьи 15 Закона № 193-ФЗ предусмотрено, что
соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными
организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры
медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том
числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной
основе. По мнению Минэкономразвития, такие дополнительные требования не могут
противоречить требованиям, установленным Законом № 193-ФЗ.
Что подразумевается под родственными отношениями в пункте 3
части 6 статьи 15 Закона № 193-ФЗ? Определение "родственные
отношения" в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Вместе с
тем, следует отметить, что данный вопрос регламентируется Семейным кодексом РФ.
В соответствии с частью 2 СК РФ семейное законодательство, в том числе
регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами
семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в
случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими
родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в
семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития, при применении
пункта 3 части 6 статьи 15 Закона № 193-ФЗ в части родственных отношений
необходимо руководствоваться Семейным кодексом
РФ.
Как должны исполняться медиативные соглашения? В
соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 193-ФЗ медиативное соглашение
подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности
сторон. Согласно части 4 статьи 12 Закона № 193-ФЗ медиативное соглашение по
возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в
результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение
суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку,
направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей
сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства
об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного
требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате
неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения,
осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Является ли отсутствие судимости обязательным требованием
для осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе? Общие
требования к медиаторам установлены в статье 15 Закона № 193-ФЗ. Так, согласно
части 2 указанной статьи осуществлять деятельность медиатора на
непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет,
обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять
деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие
требованиям, установленным статьей 16 Закона № 193-ФЗ.
По мнению Минэкономразвития, требования к медиаторам,
осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные статьей
16 Закона № 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным
статьей 15 Закона № 193-ФЗ к медиаторам, осуществляющим деятельность на
непрофессиональной основе.
Прикрепления: |