Открылся очередной
съезд Ассоциации юристов России. Предметом обсуждения станут неотложные правовые проблемы,
решения которых настоятельно требует жизнь. Накануне представительного
юридического форума корреспондент "Российской газеты" встретился с
сопредседателем АЮР, советником президента по правовым вопросам Вениамином
Яковлевым.
Кресло председателя - по конкурсу Российская газета: Вениамин Федорович, в пылу митинговых
страстей звучат речи, что пора бы добраться и до Конституции, поменять там
кое-что. Об этом говорят даже некоторые юристы. Неужели наш Основной Закон уже
исчерпал себя? Вениамин Яковлев: Конституция России - это плод всенародной
инициативы. Она родилась в пору массового духовного подъема, в ее написании
участвовали лучшие интеллектуальные силы страны и создали документ на
десятилетия, а может быть, и столетия. Он получил признание в мировом
сообществе. Кто говорит, что наш Основной Закон исчерпал себя - это недалекий
юрист. Потенциал Конституции не реализован еще и на четверть, над ним предстоит
работать и работать. В том числе над созданием правового государства и
достойной судебной системы. РГ: В одном из недавних номеров "РГ" опубликована
статья известного юриста, доктора наук Михаила Барщевского и академика Анатолия
Торкунова. Они предложили своего рода правовой меморандум - пакет конкретных
мер, как сделать судебную систему эффективной и вернуть к ней доверие народа.
Обратили внимание на эту публикацию? Яковлев: Я прочитал ее с интересом и во многом согласен с
авторами. Кое-что у меня вызывает сомнения, об этом скажу. Но начинать надо с
главного. Чтобы вернуть доверие народа, нужно допустить сам народ к правосудию,
как того требует наша Конституция. В статье 32 прямо записано: граждане РФ
имеют право участвовать в отправлении правосудия. Сейчас это право реализуется
в судах присяжных, но они рассматривают лишь небольшую часть дел. Границы
участия нужно расширять. В мире, да и в прежней России использовалось много
форм. Прежде всего нужно восстановить институт народных заседателей. Грамотные
юристы, профессионалы из различных сфер деятельности, просто люди с богатым
жизненным опытом могут на равных с судьями участвовать в процессах, доверие к
такому суду будет выше. Кстати, в Германии, например, суды присяжных крайне редки,
а большинство дел рассматривается с участием так называемых шеффенов - это те
же народные заседатели. РГ: Что вас смутило в предложениях авторов статьи? Яковлев: Идея выборности председателей судов. Конечно,
зависимость главы суда от чиновников - большое зло, но выборы сделают
председателя зависимым от коллег по работе. Давайте вспомним, как в былые годы
выбирали общим голосованием директоров. Чем кончилось? Развалили экономику. Что
сделали популисты? Взвинтили заработную плату, в то время как производство
падало. Предприятия неминуемо терпели банкротство. РГ: Как можно сделать председателя суда независимым от
давления и "сверху", и "снизу"? Яковлев: Есть способ. На мой взгляд, должен быть конкурс.
Проводит его квалификационная коллегия, она решает, кого из претендентов
рекомендовать, а кого нет. Причем не открытым, а тайным голосованием, чтобы не
было давления. Коллегия может рекомендовать одного, а может и двух кандидатов.
Это предложение поступает председателю Верховного или Высшего арбитражного
суда. По их представлению президент своим указом назначает председателя суда.
Главное здесь - отладить работу квалификационных коллегий, изменить их
регламент, вернуть им самостоятельность.
Конфликты надо гасить РГ: Доверие к правосудию сильно подрывает судебная суета.
Человек идет в суд как в храм в надежде, что судья его выслушает, поймет и -
рассудит. А там все куда-то бегут, им некогда, на посетителя смотрят как на
досадную помеху. Яковлев: Это большая проблема, ее корни в перегруженности
судов. За год в стране рассмотрено 25 миллионов дел. Из них уголовных примерно
1 миллион, гражданских около 14 миллионов и административных 10 миллионов. Люди
чаще всего сталкиваются с мировыми судами, где решается большинство дел. На
мирового судью приходится в среднем 100 дел в месяц, значит, в день по 4 - 5.
Конечно, судьи вечно спешат, даже уносят дела домой, там из-за этого скандалы,
уходят в отставку. Но и наращивать число судов и судей тоже нельзя - дорого и
все равно неэффективно. РГ: Где же выход? Яковлев: Идти по пути качества. Во-первых, вводить
дифференцированные процедуры. Если дело сложное - рассматривать его во всей
полноте. Если же простое, очевидное - по упрощенной схеме. Во-вторых,
отлаживать досудебные процедуры по административным делам. Такие дела создает
государство, значит, оно не должно действовать как обычная сторона, а стараться
урегулировать конфликт до суда. Для этого во всех ведомствах нужны службы
внутренней апелляции для рассмотрения споров и претензий. В Германии, например,
в таких службах оседает 95 процентов апелляций граждан, только 5 доходят до
суда. А во Франции и того меньше, лишь 2 - 3 процента. По гражданским делам нужны третейский суд,
переговорно-примирительные процедуры, медиация. Суд решает вопрос силой, но не
разрешает сам конфликт. А медиация приводит к мировому соглашению. Кстати, до
революции мировые суды именно примиряли, а не судили, там работали даже и не
юристы.
Навести порядок в доме РГ: Все эти новации могут осуществить лишь органы власти. А
что может сделать Ассоциация юристов России, какие задачи вы перед собой
ставите? Яковлев: Если коротко - навести порядок в нашем юридическом
доме, наладить правовую помощь населению, особенно малоимущим гражданам и
обездоленным сиротам, инвалидам, ветеранам, а также обеспечить эффективную
экспертизу законопроектов. РГ: Что вы вкладываете в понятие "порядок в доме"? Яковлев: Думаю, что нужны разработки нравственных, этических
основ юридической деятельности. У нашей профессии есть свои нравственные
принципы. И самое главное, нужно проанализировать состояние всей правовой
инфраструктуры, выявить ее слабые места и поучаствовать в их исправлении. РГ: Общественная аккредитация юридических вузов, которую
провела АЮР, часть этой работы? Яковлев: Подготовка юридических кадров оказалась в плачевном
состоянии. Юридическая профессия стала сверхпопулярной, вузы, испытывая
финансовые затруднения, бросились зарабатывать. Технические,
сельскохозяйственные перекинулись на подготовку юристов, не имея для этого ни
кадровых, ни научных предпосылок, даже литературы. И произошла катастрофа,
вместо качества профанация. Нельзя проходимца допускать в духовное училище, а
потом к алтарю. Так и юристом должен быть человек, у которого сформировалось
нормальное правовое сознание. Он не только знает право, он верит в него, служит
ему, утверждает право своей повседневной жизнью и работой, а не ищет схем,
чтобы соблюдалась лишь видимость закона. РГ: Что будет с вузами, которые не прошли аккредитацию,
закроют? Яковлев: Мы высказали свою позицию, дали оценку. Заключен
договор с министерством образования и науки. У них есть своя государственная
аттестация, пусть решают, что делать с этими вузами. Думаю, что у случайных
попутчиков юридической науки есть два выхода: или прекратить свое
существование, или стать полноценными вузами. То есть не просто давать
формальный диплом, а сформировать юриста, его правосознание. Для этого
требуется очень серьезная работа. РГ: У самой ассоциации есть какие-либо административные
полномочия? Например, право закрыть вуз. Яковлев: Нет, и, я считаю, не нужно. Это все-таки
общественная организация. Ведь чем хороша ассоциация? Она объединяет всех
юристов - судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, юристов,
работающих в структурах юстиции и в экономике. Когда юристы собираются вместе и
серьезно обсуждают проблему применения права, то они и могут найти правильный
подход. И потом этот грамотный подход должен быть передан государственным
структурам, чтобы его реализовать в жизни. Вот, на мой взгляд, самая главная
задача общественности.
Ключевой вопрос РГ: Как вы относитесь к предложению взять под контроль
расходы судей наравне с другими высокими чиновниками и создать службу
безопасности с правом оперативно-разыскной деятельности? Яковлев: Считаю, что судьи должны декларировать свои
расходы, это повысит прозрачность судебной системы и доверие людей к суду.
Только не надо смешивать судей и чиновников, как это зачастую делается.
Чиновник выполняет властные решения, а судья сам выносит решения, имеющие силу
закона. Это разная ответственность. И если судью в чем-то заподозрили, ситуация
должна быть прояснена, на мантии не может быть не только пятен, но и тени. Поэтому
вполне возможна некая специальная служба, но только внутри судебного ведомства,
иначе она превратится в инструмент давления со стороны. Проверка не должна также ущемлять независимость судьи.
Статус судьи надо оберегать и охранять, судью нельзя полоскать огульно, в том
числе и в СМИ. Общество, которое уважает закон и правосудие, никогда не должно
допускать этого.
Цифра
25 млн дел рассмотрено в судах за год. Из них 1 миллион
уголовных, 14 миллионов гражданских и 10 миллионов административных.
Прикрепления: |