Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми продолжает осуществляться работа по защите прав потребителей финансовых услуг. За 11 месяцев 2023 года в Управление поступило 67 обращений граждан-потребителей финансовых услуг, из них 10 в сфере страховых услуг, 49 банковских услуг, 8 - услуг микрофинансовых организаций. Сведения, содержащиеся в 4 обращениях, стали основаниями для выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований/
Так, при изучении информации, изложенной в обращении потребителя установлено, что в системе «Дистанционного Банковского Обслуживания» АО «Почта Банк» заключен договор потребительского кредита. Кроме того с потребителем были заключены договоры страхования по программе «Оптимум», по программе «Максимум», а также договор на предоставление пакета услуг «Всё под контролем». В пункте 17 приложенных к обращению индивидуальных условиях договора потребительского кредита стоят отметки о согласии на подключении дополнительных платных услуг. В свою очередь в обращении потребитель указывает на то, что при заключении договора в системе «Дистанционного Банковского Обслуживания» самостоятельно снять заранее проставленные отметки о согласии на дополнительные платные услуги возможности не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в таком заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается.
В силу п. 1 ст. 16 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
При возникновении имущественных претензий к банкам, страховым компаниям, микрофинансовым организациям и негосударственным пенсионным фондам для досудебного урегулирования спора нужно обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену). Помощь омбудсмена для граждан бесплатна, а принятое им решение — обязательно к исполнению финансовой организацией. Судебный иск к финансовой организации потребители могут подать, если финансовый уполномоченный не смог разрешить конфликт.
На основании п. 7 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Управление вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
В адрес Управления поступают обращения потребителей, на основании которых возможны подготовка искового заявления и последующее обращение в суд в целях защиты и восстановления нарушенного права. Вместе с тем, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к правоотношениям, возникающим между потребителями и исполнителями финансовых услуг, оценке подлежат такие доказательства как документы, подтверждающие факт заключения и исполнения договора, условия договора, ущемляющие права потребителя, переписка между сторонами (претензия и ответ на претензию). В случае предоставления таких материалов и документов в адрес Управления при наличии соответствующего заявления в каждом индивидуальном случае рассматривается возможность обращения в суд в целях защиты нарушенных прав потребителей. Также в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ при подаче искового заявления о нарушении прав исполнителем (производителем, продавцом) потребители вправе заявить ходатайство о привлечении Управления для дачи заключения по делу. Данное ходатайство может быть также заявлено и непосредственно в процессе судебного разбирательства.
Прикрепления: |