Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии стало основной темой на заседании Экспертного совета по вопросам функционирования рынков электро- и теплоэнергии, которое состоялось 1 декабря 2014 года в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России). В заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний отрасли, саморегулируемых организаций и экспертного сообщества. Эксперты подробно рассмотрели вопросы предлагаемых путей реформирования рынков тепловой энергии, обсудили доклады Министерства энергетики Российской Федерации (как головного разработчика плана реформы и нормативных правовых актов, необходимых к принятию), НП «Совет рынка» и теплоэнергетической компании ООО «Газпромэнергохолдинг». В рамках состоявшейся живой и острой дискуссии участники высказали целый ряд замечаний и предложений модели рынка тепла. Началось обсуждение с дискуссии о том, каковы условия конкуренции на рынке теплоснабжения.
Возможности для конкуренции собственно в рамках функционирования систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) очень ограничены. Существует минимальное количество городов, где при работе на единые кольцевые сети могут между собой конкурировать источники тепла нескольких организаций. В большинстве же случаев речь идет о совместной работе базовых и типовых источников теплоты в рамках одной системы централизованного теплоснабжения. Либо речь идет о раздельной работе в зоне пролегания изолированных тепловых сетей различных теплоснабжающих организаций», - отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
Конкуренция возможна на этапе развития, когда происходит выбор между различными вариантами систем централизованного теплоснабжения, а также между СЦТ и системами децентрализованного теплоснабжения (СДЦТ), в том числе на базе котлов малой мощности на газе, твердом топливе (уголь, торф, дрова), тепловых насосов и т.д. «И в этой части важно обеспечить институциональные условия для конкуренции на этапе развития. К сожалению, модель назначения Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) до принятия решения по схеме теплоснабжения, утвержденного субъектами РФ или муниципальными образованиями во взаимодействии с Минэнерго и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, сдерживает развитие конкуренции, дает преимущество одной СЦТ, являющейся ЕТО, по сравнению с другими организациями теплоснабжения». Не считают эксперты обоснованной ситуацию, когда ЕТО работают в режиме «единого окна» от лица всех теплоснабжающих организаций. Когда нет реальных условий для конкуренции в режиме ежедневного функционирования, попытка вводить свободные договорные отношения означает постоянные конфликты между теплоснабжающими организациями. А крайним в этих конфликтах окажется потребитель тепла.
Наделение ФАС России полномочиями по разрешению споров лишь несколько снизит остроту проблемы, которая может возникнуть в тысячах населенных пунктов, - отмечают специалисты ФАС России и эксперты. Более рациональным представляется доведение реформы теплоснабджения до ее логического завершения путем совершенствования имеющейся нормативно-правовой базы (Федеральный закон «О теплоснабжении»), а не создания принципиальной новой, для реализации которой требуется принятие не менее 10 законов и большого числа подзаконных актов. Много вопросов у экспертного сообщества и в отношении метода ценообразования – «альтернативной котельной». «Мы не считаем его обоснованным, - заявил Анатолий Голомолзин. – Во-первых, он является идеализированным расчетом, мало применимым в реальных условиях. Во-вторых, и это является чрезвычайно важным, метод не позволяет устанавливать цены исходя из баланса интересов поставщика и покупателя тепла. В расчет берутся только показатели стоимости «идеальной» котельной, а также референтные оценки стоимости распределения тепла. Не учитываются показатели эффективности теплопотребления и теплосбережения, не учитываются параметры повышения эффективности магистральных тепловых сетей – самое проблемное место существующих СЦТ. В модели практически не учтены вопросы теплосетевой инфраструктуры, которая как раз является наиболее изношенной и представляет наиболее реальные риски надежности и эффективности теплоснабжения, а акцент сделан на привлечение инвестиций в источники теплоснабжения. По итогам заседания единая позиция экспертов выразилась в том, что требуется дополнительное обсуждение предлагаемых моделей реформирования рынков тепловой энергии.
«Важно отметить, что продолжающаяся дискуссия по этим вопросам носит конструктивный характер, что позволяет говорить о заинтересованности в диалоге и выработке наиболее взвешенных и эффективных решений. По итогам состоявшегося обсуждения будут сформулированы и направлены в Правительство Российской Федерации предложения экспертного совета по наиболее острым вопросам планируемой реформы теплоснабжения», - подвел итог Анатолий Голомолзин.
Прикрепления: |