"Российская газета" опубликовала статью
председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолия
Лыскова по одной из самых острых проблем правовой системы страны.
Как обеспечить конституционный принцип равенства граждан
перед законом, независимо от занимаемого положения в обществе и государственных
постов? Как активизировать динамичное развитие демократических институтов и
формирование гражданского общества? Как развенчать лозунг о
"неприкасаемости элиты государственной власти"?
По мнению автора, сегодня у государства нет таких процедур и
механизмов. Он предлагает создать в России правовой институт независимого
прокурора или коллегию уполномоченных прокуроров. Такой орган сможет обеспечить
объективное расследование в отношении высших должностных лиц государственной
власти, для чего, помимо специальных знаний, требуются коллективный
профессиональный опыт и навыки, чтобы разобраться, где поступки, содержащие
признаки преступлений, а где действия, влекущие политическую ответственность.
Он позволит главе государства устранять причины межведомственных противоречий,
призывать к ответу любого, кто противопоставляет интересам государства личные
или ведомственные амбиции.
К полномочиям независимых прокуроров целесообразно отнести
рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование
обстоятельств о деяниях, содержащих признаки преступлений, совершенных в период
исполнения служебных обязанностей отстраненными от должностей главы
государства, председателей Совета Федерации и Госдумы, главы правительства,
председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генпрокурора,
председателей Следственного комитета и Счетной палаты, Уполномоченного по
правам человека, председателей Центробанка и Центральной избирательной
комиссии. В их компетенцию войдут также рассмотрение по предложению Совета
Федерации или Государственной Думы материалов парламентских расследований и
дача заключений на предмет наличия в них сведений о деяниях, содержащих
признаки преступлений, проведение по предложению президента, Совета Федерации
или Государственной Думы проверок на соответствие действующему законодательству
РФ деятельности Генпрокурора и председателя Следственного комитета. В случае
отсутствия в производстве уголовных дел о преступлениях в отношении названных
должностных лиц по предложению президента осуществление предварительного расследования
деяний, содержащих признаки преступлений, в отношении руководителей министерств
и ведомств, подчиненных главе государства, также может осуществлять независимый
прокурор. В период деятельности на него должны распространяться установленные
законом меры правовой и социальной защиты.
Актуальность такого института велика, исходя из
складывающейся в обществе ситуации. Объединение людей в государство, по
философскому определению русского мыслителя И.А. Ильина, осуществлено с целью
обеспечения их безопасности. Достаточно вчитаться в статистические показатели о
нарушениях законности, чтобы понять: в вопросах обеспечения безопасности
существуют реальные проблемы. Из зарегистрированных в прошлом году более 2,6
миллиона преступлений 45 процентов остались нераскрытыми, а в сфере досудебной
стадии уголовного судопроизводства выявлено 3 миллиона 543 тысячи 669
нарушений. По требованию прокуроров отменено более 34 тысяч постановлений об
отказе в возбуждении уголовных дел следователями.
С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь
Прикрепления: |