Квалификационная коллегия судей Республики Коми представила
отчет о своей деятельности. Основной целью судебной реформы было и остается создание
независимого, беспристрастного и справедливого суда, без которого не может быть
и сильной судебной власти, а с ней и надежной судебной защиты прав человека и
гражданина, конституционного строя, экономического и правового пространства
России. Деятельность органов судейского сообщества можно назвать
вспомогательной по отношению к осуществлению правосудия судами. Однако это не
снижает значимости этих органов. Во многом от того, как осуществляется их
деятельность, зависит качество реализации правосудия. ККС РК состоит из 21 человек
по нормам представительства, прописанным в Федеральном законе №3-ФЗ от 14 марта 2002 года «Об органах
судейского сообщества в Российской Федерации». В этом году исполняется 10 лет,
как органы судейского сообщества были наделены публично-властными полномочиями
специальным законом, закрепляющим представление об органах судейского
сообщества в Российской Федерации, хотя впервые законодательная запись о них с
указанием поставленной перед органами судейского сообщества цели
"выражения интересов судей как носителей судебной власти" появилась
после принятия в декабре 1996 г. Федерального конституционного закона "О
судебной системе Российской Федерации". За отчетный период (с апреля 2010 года по 11 апреля 2012
года) проведено 23 плановых заседаний
коллегии. Решения ККС всегда выносились правомочным составом, явка
членов ККС в среднем составила 85% от общего количества членов ККС. На график работы ККС республики пока не повлияли изменения,
внесенные Федеральным законом «О статусе судей в РФ», согласно которым с 21
октября 2009 года полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным
сроком, поскольку до настоящего времени продолжается переназначение судей,
назначенных ранее на 3-х летний срок
полномочий, кроме того, прибавилось работы после внесения очередных изменений в
действующее законодательство, которые предусмотрели новую систему пересмотра
судебных актов в гражданском процессе с 01 января 2012 года, в уголовном
процессе – с 01.01.2013 года. Определяя статус квалификационных коллегий судей, закон
наделяет их широкими полномочиями в части отбора кандидатов на судейские
должности, оценки профессиональной деятельности судей и руководителей судов,
наложения взысканий. Поэтому главным в деятельности ККС было и остается отбор
кандидатов в условиях растущих требований профессионально-делового и
морально-нравственного характера с тем, чтобы государство, общество в конечном
итоге получило профессиональных и объективных, беспристрастных и справедливых
судей. Всего за отчетный период ККС было рассмотрено заявление 158
претендентов на должность судьи, что на 12 меньше, чем в предыдущий отчетный
период (170). 12 претендентов на должность судьи участвовали в конкурсе
повторно, из них рекомендацию получили 2. Из 126 претендентов, получивших
положительное заключение ККС Республики Коми, Президентом РФ не отклонена ни
одна кандидатура, но один из кандидатов накануне заседания кадровой комиссии
при Президенте России отозвал свое заявление. Государственным Советом Республики Коми все претенденты на должность
судьи, получившие положительное заключение ККС, были назначены на должности
мировых судей. При рассмотрении заявлений учитывалось многое: результаты
проверки достоверности документов и сведений о претенденте, предъявляемые
законами требования к претенденту на указанную должность, его стаж по
юридической специальности, уровень профессиональной подготовки, результаты
работы по юридической специальности (в том числе в должности судьи),
организаторские способности, деловые и моральные качества, положительные данные
о претенденте, факты привлечения судей к дисциплинарной ответственности,
упущения в прошлой работе, в том числе судебной. Проведенный анализ по качественному составу
претендентов, позволил выявить следующую тенденцию: 20 кандидатов (или 16%),
рекомендованных ККС, являлись помощниками судей, консультантами судов, 3 –
работниками прокуратуры, 2 – юрисконсультами различных организаций и
предприятий, 3 – сотрудниками органов внутренних дел, 16 мировыми судьями
(13%), 2 – судьи в отставке, 1 преподаватель. 71 кандидат переназначены из
числа судей после истечения 3-х летнего срока полномочий, 11 претендентов были
рекомендованы в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Коми.
Адвокатов и нотариусов среди
претендентов на должность судьи не было. Из 32 кандидатов, не рекомендованных на должность судьи,
только 2 кандидата (судья Арбитражного суда Республики Коми и один из помощников судьи общей юрисдикции)
обжаловали заключение ККС. За отчетный период в отношении 156 судей проведена
квалификационная аттестация и присвоены квалификационные классы 135 судье, в
том числе судьям судов общей юрисдикции – 96; арбитражным судьям – 6; мировым судьям – 31 судье. Оставлены в прежнем классе 12 судей (в том числе: судьи
судов общей юрисдикции – 9; мировые судьи – 3). В прошлый отчетный период 7
судей были оставлены в прежнем квалификационном классе. С 01 января 2011 года впервые
назначенному федеральному судье квалификационная аттестация должна проводиться
только по результатам прохождения профессиональной переподготовки (изменения,
внесенные Федеральным законом №135-ФЗ от 01.07.2010 года в ст.20.1 Закона «О
статусе судей в Российской Федерации». ККС была дана
рекомендация к присвоению 9 судьям 1 квалификационного класса. Досрочно присвоены квалификационные классы 1 судье
Конституционного суда Республики Коми и 1 Верховного суда Республики Коми. 4
мировым судьям присвоены 2 квалификационные классы, что также не может не
радовать. За отчетный период рассмотрены 4 представления
о привлечении мировых судей к дисциплинарной ответственности (Корткеросский,
Веждинский (Эжвинский район), Усть-Цилемский и Промышленный (г.Сосногорска)
судебные участки. Эти проступки выражаются, главным образом, в явном нарушении норм процессуального
законодательства: принимаются к производству дела, неподсудные судебному
участку, дела возвращаются в административный орган на «доработку» после
принятия его к производству судьи со стадии рассмотрения дела, фактически возврат осуществляется с истекшим сроком
давности привлечения к административной ответственности, отсутствует должный
контроль за организацией делопроизводства в суде (длительный период поступившие
заявления не регистрируются), допускается волокита при рассмотрении дел,
длительное изготовление процессуальных документов, ненадлежащая организация
работы, некорректность к участнику судебного разбирательства, личная
неорганизованность. В трех случаях, исходя из конкретных обстоятельств,
материалы проверки были переданы в Комиссию по этике в отношении 1 судьи
Сыктывкарского городского суда и 2 мировых судей (Краснозатонский и
Троицко-Печорский судебные участки). Квалификационная
коллегия проводит работу по рассмотрению обращений, жалоб и заявлений граждан в
отношении судей.
За отчетный период поступило 688 жалоб на работу судей, в
том числе 5 жалоб на работу судей Арбитражного суда Республики Коми, 4 жалобы
на судей Верховного суда Республики Коми, 384 жалобы на судей федеральных
судов, 300 – мировых судей. Из них были проверены 329. Количество жалоб по сравнению с
прошлым отчетным периодом возросло на 73 жалобы. Наибольшее количество жалоб
поступило на работу федеральных судей следующих судов: Сыктывкарский – 118 Воркутинский - 60 Ухтинский -
43 Печорский -
35 Усинский - 29 Эжвинский -
16 Сосногорский и Княжпогостский – по 13 Усть-Вымский -
12 Суды, на действия судей которых за
2010-2012 годы не поступило ни одной жалобы – Усть-Цилемский и Ижемский.
Также из городских судов на работу
Интинского и Вуктыльского судов за 2 года поступило всего по 6 жалоб. Из
районных судов на работу Прилузского суда поступила 1 жалоба. Проведенный анализ показывает, что основными поводами и
основаниями для появления жалоб и обращений являлись, по мере убывания:
нарушения норм процессуального законодательства (223 жалобы), волокита (45
жалоб), неэтичное поведение судьи в отношении участников процесса и других
граждан (29 жалоб). При разрешении вопроса о направлении жалобы для
осуществления проверки учитывается ее характер, поскольку в соответствии с
действующим Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей
квалификационная коллегия судей не вправе вмешиваться в процессуальную
деятельность судьи, давать оценку действиям судьи, равно как и давать оценку
законности принятых судьей решений. Проверка правильности и законности
процессуальных действий судьи, законности и обоснованности судебных актов
относится к исключительной компетенции суда вышестоящей инстанции.
Именно поэтому
заявителям были возвращены без рассмотрения по существу 359 жалоб. Жалобы разрешаются с учетом содержания доводов заявителей,
норм действующего законодательства, полномочий квалификационных коллегий судей,
при необходимости направляются по принадлежности, о чем сообщается заявителю;
по ним даются мотивированные ответы. За истекший период количество жалоб, признанных по результатам
проверки обоснованными и частично обоснованными, составило 26. Обжалуемые в квалификационную коллегию нарушения в целом
однотипны и характерны для всех судов. Они подразделяются на следующие группы: - несвоевременное
начало судебного заседания; - затягивание сроков направления жалобы в вышестоящую
инстанцию, в частности, по административным делам; - нарушение сроков
изготовления решения; - запрет на ведение
аудиозаписи; - некорректное поведение судьи, недопустимые высказывания в
ходе судебного заседания; - отказ в
направлении копий процессуальный документов. По результатам
проверок данных жалоб часть судей были привлечены к дисциплинарной
ответственности в виде предупреждения, часть жалоб после их проверки направлены
в комиссию по этике ККС были также
рассмотрены другие вопросы и материалы, а именно: - прекращены
полномочия 31 судьи (в прошлом отчетном периоде – 29) по п.п.1п.1ст.14 Закона
РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с заявлением об отставке, в
том числе: 26 федеральных судей; 3 судей
арбитражного суда, 2 - мировых судей. По иным основаниям полномочия судей не прекращались. - прекращена отставка
7 судей (4 – федеральные судьи, 2 – арбитражные судьи, 1 мировой судья)
согласно их заявления в связи с желанием заниматься другой оплачиваемой
деятельностью по п. 7 ст.15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»; - отказано в
прекращении отставки судьи Арбитражного суда Республики Коми. - дано согласие председателю Следственного комитета
Российской Федерации Бастрыкину А.И. на возбуждение уголовного дела в отношении
бывшего судьи Республики Коми. - удовлетворены 9
представлений председателя Верховного суда Республики Коми о привлечении судей
в отставке к исполнению обязанностей судьи на срок до одного года на основании
ст. 7.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с поручением председателя Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации в мае 2011 года было
проведено ознакомление с работой ККС судей Республики Коми членом ВККС РФ
Клюкиным С.И.
Прикрепления: |