В последнее время на территории Республики Коми возросло количество мошеннических действий, связанных с использованием сети Интернет, программно-технических средств, средств сотовой связи, а также хищением денежных средств с банковских карт граждан, пользующихся услугами «Мобильный банк».
Наиболее распространенным способом кражи является хищение денежных средств у владельцев банковских карт, подключивших услуги «Мобильный банк». Такие граждане со своих смартфонов и планшетов, на различных операционных системах: Android, iOS, Windows и др., часто пользуются мобильным Интернетом: управляют и проводят финансовые операции по своим счетам, посещают различные сайты, общаются в социальных сетях, получают и отправляют электронные письма и сообщения с вложениями, закачивают и устанавливают различные приложения (игры, программы, обновления к ним). О защите своих мобильных устройств, граждане, как правило, не задумываются и не заботятся. В результате неосторожных действий в Интернете мобильные устройства пользователей могут быть заражены вирусами (банковскими троянцами, шпионскими программами). Попадая на мобильное устройство такие вредоносные программы способны похищать учетные записи банковских аккаунтов (логин и пароль), перехватывать СМС - сообщения с проверочными банковскими кодами авторизаций по счетам, и выполнять переводы денежных средств на счета злоумышленников. Кроме того, вредоносные программы способны похищать различную конфиденциальную информацию с мобильных устройств (персональные данные, номера телефонов, номера банковских карт, цифровые сертификаты безопасности, используемые для транзакций и иное), скрытно отправлять СМС-сообщения, удалять установленные программы и файлы, а также выполнять иные противоправные действия без ведома владельцев смартфонов и планшетов. Таким образом, граждане лишаются возможности контролировать расходы денежных средств по своим банковским картам и становятся жертвами хищений денежных средств.
Меры, которые необходимо соблюдать гражданам для защиты от хищений денежных средств с банковских карт, с подключенными услугами «Мобильный банк»:
- Устанавливайте и используйте на мобильных устройствах лицензионное антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте.
- Скачивайте и устанавливайте на мобильные устройства различные приложения (игры, программы, обновления к ним) только с проверенных источников.
- Для авторизаций, управления счетом и совершения операций с мобильных устройств используйте официальные приложения, предоставляемые банком.
- Не посещайте сомнительные ссылки в сети Интернет и не открывайте электронные сообщения от незнакомых пользователей, не переходите по ссылкам, содержащимся в письмах и не открывайте вложения (файлы присоединения).
- Защищайте мобильные устройства с помощью паролей, чтобы исключить доступ к персональной информации посторонних лиц.
- При смене абонентского номера, незамедлительно в банке, выдавшем карту, отключайте услугу «Мобильный банк» по старому номеру телефона.
Если Вы вдруг стали жертвой противоправных действий злоумышленников и с банковской карты были необоснованно списаны денежные средства, то незамедлительно обращайтесь в банк, блокируйте карту и движение денежных средств по всем несанкционированным транзакциям. Получите в банке подробную детализацию по счету банковской карты. В компании оператора мобильной связи получите детализацию телефонных соединений по абонентскому номеру телефона, к которому подключена услуга «Мобильный банк». После чего незамедлительно обратиться в ближайший отдел полиции с заявлением о случившемся и приложите полученные документы (подробную выписку по счету и детализацию телефонных соединений).