ПРАВоКОМи  АГЕНТСТВО ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Здравствуйте! Сегодня Четверг, 21.11.2024, 23:42   16+
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
 
Главная Мой профильВыход
Меню сайта
Категории раздела
Новоcти юриспруденции [2704]
Свежие и интересные правовые новости, в том числе в законодательстве
Судебная практика [10678]
Интересные и полезные судебные решения и разъяснения высших судебных инстанций
Конституционный суд [416]
Новости Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Арбитражные суды [425]
Правовые новости в деятельности арбитражных судов Российской Федерации
Суды общей юрисдикции [864]
Правовые новости судов общей юрисдикции Российской Федерации
Органы судейского сообщества [344]
Новости органов судейского сообщества
Государственные органы [8243]
Интересные и полезные решения органов государственной власти
Международное право [121]
Новости Европейского суда по защите прав человека
Цитата дня
Ваше мнение
Что Вы ждете от упразднения ВАС РФ и создания единого Верховного суда?
Всего ответов: 316
Вход на сайт
Статистика

Главная » 2015 » Август » 6 » Откуда пошла дикая мода на псевдомогилы
08:55
Откуда пошла дикая мода на псевдомогилы

  Резонансный законопроект на крайне деликатную тему подготовлен в Госдуме. Проблема, затронутая в документе, - не просто горячая, для многих она болезненная. Речь идет о псевдонадгробиях и венках на обочинах, которые в последние годы придают нашим дорогам кладбищенский вид.

  Изменения, которые предлагается внести в действующее законодательство, касаются и автовладельцев, и дорожников, и всех, кого угораздило поселиться вдоль оживленных трасс. С другой стороны, поправки могут напрямую затронуть тех, чьи близкие погибли в авариях, в результате несчастных случаев, даже преступлений, а таких тоже немало. Странная ситуация сложилась вокруг самостийных установок псевдомогил, мемориалов и прочей похоронной атрибутики на местах смерти. Те, кому хоть иногда приходиться ездить по стране, не могли не заметить: в последние годы мода ставить обманки-надгробия, обелиски, возводить на месте трагедий беседочки для поминовения со столиками, вешать там самопальные картины и венки приобрела характер поветрия. Не надо забывать, что все это возводится, пусть и из лучших побуждений, но в местах, предназначенных совершенно для других целей, - вдоль дорог, у домов придорожных деревень, на улицах, перекрестках и мостах.

   Явление получило такой размах, что ученые-этнографы пишут о нем монографии, защищают диссертации. По-научному подобные памятные знаки называют "кенотафы". Кенотафами могут быть и незатейливые венки из искусственных цветов, и строгие стелы. Простенькие обелиски и помпезные, возведенные по специальным архитектурным проектам, мемориалы из мрамора и гранита. Ставят на месте гибели части машин, искореженных аварией, что однозначно пугает проезжающих мимо. Или же трудноописуемую лепнину, созданную фантазиями безымянных художников из ритуальных контор. Общая черта таких разных знаков памяти в том, что под ними нет могил. Тела погибших, как и положено, захоронены на кладбищах. Очевидно, что над могилами, следуя традиции, родные ставят крест, памятник или полумесяц. Здесь же близкие погибшего увековечивают просто само место смерти. Но есть еще одно сходство, объединяющее такие разные знаки памяти - и скромный обелиск, сваренный из листов металла, и пафосный гранитный мемориал. И тот и другой установили, не испросив разрешения ни у дорожных служб, ни у коммунальщиков, ни у тех, кого сподобило жить неподалеку, ни уж тем более у тех, чей путь пролегает мимо места, где когда-то произошла катастрофа.

  Мы так привыкли к придорожным венкам, что уже и не помним, когда эта удручающая традиция так уверенно вошла в нашу жизнь. В лихие 90-е, поясняют ученые. Михаил Матлин и Евгений Сафронов из Ульяновска, совершившие три экспедиции по трассам разных типов - федеральным, административным, районным и сельским, на 670 км насчитали 278 памятных знаков погибшим. Не на всех из них сохранились посвящения, кому и когда они были установлены. Таких, безымянных и явно забытых теми, кто их ставил, была треть. Когда же исследователи проанализировали кенотафы, на которых дата читалась, они пришли к любопытному выводу. 1980-ми годами были помечены всего 3% от всех памятных знаков, 1990-ми - 28% кенотафов, 2000-ми - 53,5%, а с 2011 по 2013 год - 15,5%. Понятно, что такое обилие, с одной стороны, вызвано резким увеличением количества автотранспорта. А, значит, и неизбежным ростом аварийности. Но это не единственная причина.

  Ученые считают: сам факт увековечивания именно места смерти связан еще и с потерей некогда существовавшей традиции похорон. Кроме того, надо учесть, что духовный вакуум, возникший за годы атеизма, в 90-е начал восполняться не только традиционными религиями страны - православием, исламом, иудаизмом, но и различными теориями языческого толка. Так, например, среди причин, по которым место смерти можно считать особенным, некоторые опрошенные учеными респонденты называли и такую диковинную: "Душа погибшего возвращается на место гибели, поэтому надо сделать так, чтоб ей там было хорошо. Пока на месте смерти не поставят памятник, душа не успокоится".

  Чувствуется, что Голливуд приложил руку к формированию мировоззрения многих наших современников. Этнографы Анна Соколова и Анна Юдкина, исколесившие Тульскую и Владимирскую области и обнаружившие там 138 кенотафов, пришли к занятному выводу: "Практика установки памятных знаков на местах автомобильных катастроф стала настолько распространенной, что вышла за пределы тех рамок, в которых знаки на местах внезапной гибели людей существовали в традиционных культурах".

   - Возможно, это связано с атеистическим наследием СССР, - объяснила корреспонденту "РГ" Анна Соколова, - когда во многом обычаи традиционного для русской культуры способа духовного переживания скорби, связанные с частной молитвой, с посещением храма, с заупокойными службами, стали менее привычными, и люди потеряли этот навык. А какие-то новые формы духовного переживания скорби не возникают. Мы наблюдаем сейчас именно материализацию скорби. Стремление близкими материально выразить горе по умершим. И такая материализация скорби приводит к интересным трансформациям похоронного и поминального обрядов, поскольку в традиционной культуре - и в нашей, и в глобальной культуре - траур, скорбь не могут быть вечными.

  Интересно, что тут исследовательница вплотную подошла к принципиально важному моменту. Проблема смерти - проблема духовного ряда. А духовные проблемы можно решить только в духовной плоскости, а никак не материально. На свете нет такого количества игрушек, цветов и венков, которые смогли бы утолить горе матери, потерявшей ребенка. Где бы она ни оставляла это все, на кладбище или у псевдомогилы на месте трагической гибели. Духовные проблемы, а проблема столкновения с кошмаром смерти, безусловно, проблема духовная, не решаются возведением самых-самых лучших могильных плит. Она решается только тогда, когда встретившийся со смертным холодом вырывается из материального вверх, в духовные выси. Вон из плоскости сугубо материального. Человечеству это известно давно. Оно давно выработало правила выстраивания внутреннего отношения человека к смерти. И предусмотрело специальные места для этого, места, освященные религией. Но материалистический дух веет над эпохой, старые правила подзабыты. Новые выглядят диковато и часто оскорбительно к памяти умершего. Так, суетимся, выясняем отношения. Ставим таблички, надгробия и памятники. Кто во что горазд. Установка самостийных знаков, отмечающих место гибели, получила такое широкое распространение, что к процессу немедленно подключилась массовая культура: теме посвящаются не только научные труды, но и песни в стиле шансон.

  Как рассказывают работники ГИБДД, дошло до того, что в отдельных местах возник обычай, когда друзья погибших на псевдомогильниках включают во всю дурь записи с хитом Александра Черпакова "Вдоль дороги стоят кресты" - тоже, по-видимому, чтобы почтить память. Но ведь память и скорбь об умершем - так было всегда! - требует если и не благоговейной тишины, то хотя бы строгого молчания. А теперь представьте, каково тем, кому "посчастливилось" жить невдалеке от "веселенького" места. Кстати, оставлять CD-диски под названием "Не скучай, браток" или с песнями в исполнении женской поп-группы "Воровайки", складывать рядом с мемориальным местом самодеятельную живопись, подходящую по сюжетцу, и туда же, в кучу, горящие лампады - тоже новая традиция. После этого не удивляешься тому, что ученые-этнографы проводят связь между нашей новой модой на установку псевдонадгробий и древним Египтом. Там, отправляющихся в долину смерти, тоже снаряжали вещами, которые, по представлению древних египтян, могли пригодиться усопшим. И дорожники, и работники ЖКХ в городах, и сотрудники ГИБДД тоже люди. Без особой нужды, когда не надо, к примеру, расширять полосы дорог, никто такие самостийные псевдомогильники не сносит. И пылятся вдоль российских трактов выцветшие венки, обелиски с облупившейся краской, заброшенные мемориалы.

   Ученые Анна Соколова и Анна Юдкина во время одной из экспедиций стали свидетельницами того, как происходило посещение такого кенотафа. Наблюдать этнографам особо было нечего: мероприятие заняло ровно три минуты. Как отмечают ученые, чаще всего места смерти и посещают в день смерти. Хотя есть псевдонадгробия, за которыми ухаживают регулярней, и даже устраивают там периодически поминки и пафосные сходки памяти.

  "Тема болезненная. Понимаю чувства близких, - объясняет свою позицию депутат от ЛДПР Валерий Селезнев, работающий над проектом о запрете псевдомогильников. - Но ведь в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнут десятки тысяч людей. И многие сочувствующие, в основном это друзья, считают своим долгом отметить место аварии искусственными цветами, похоронными венками, памятниками, импровизированными могилками с оградами. Причем могилы под такими сооружениями нет, это противоречило бы и закону, и нашим традициям. Это могилки-обманки. И все это сооружается вдоль дорог". Но такие напоминания о смерти заставляют тяжело задумываться, погружаться в свои мысли, а это недопустимо во время езды за рулем - вождение требует максимального внимания и концентрации. И как следствие - все новые причины для аварий. Что же предлагает парламентарий? Запретить размещение и установку венков, мемориалов, прочей похоронной атрибутики в границах придорожных полос автомобильных дорог.

   Идея введения запрета на установку мемориалов вдоль дорог не нова. Положить конец траурной моде предлагали депутаты Законодательного собрания Ленинградской, Тульской, Тверской, Свердловской областей, Еврейской автономной области, Кабардино-Балкарии, Татарстана. У противников инициативы свои доводы: увидев псевдомогилу или даже венок, водители невольно сбрасывают скорость, становятся собраннее.

  Сергей Канаев, руководитель общественного движения "Федерация автовладельцев России", рассказал корреспонденту "РГ", что венки и могильные композиции вдоль дорог, к сожалению, собранности водителей не помогают. - Похоронная атрибутика, к сожалению, никого не спасает, иначе бы наши трассы не "украшали" вереницы пыльных венков, - считает автомобильный эксперт.

  - Дорога не должна превращаться в кладбище. Понимаю, что, убирая уже существующие мемориальные знаки, можно ввергнуть близких в отчаяние, но мы убеждены: нужно запретить ставить новые. Давно пора обозначить: это незаконно. А для того чтобы обратить внимание водителей на сложные участки дороги, имеет смысл поставить желтые знаки: "Внимание, опасный участок дороги, здесь погибло столько-то человек. Это не будет вносить излишнюю тревожность, не будет выбивать водителей из колеи, но предупредит - будь внимательным".

  А вот какие любопытные данные приводят Анна Соколова и Анна Юдкина. Проезжая мимо подобных "памятников", 46% ничего не делают, 20% думают об умершем и обстоятельствах гибели, испытывая в этот момент эмоциональные переживания, с этим связанные, 17,5% сбрасывают скорость и становятся более внимательными к дороге, 10% просто рассматривают памятник, 6% молятся. Один респондент сообщил, что сигналит.

   - Для поминания умерших существуют кладбища. Там особенное настроение. Горе требует уважения к себе, такта и тишины. Оно не совместимо с шумихой и показухой. У наших народов не было принято выпячивать свою скорбь и горе, навязывать их окружающим, - считает Валерий Селезнев. - А потом, нужно учитывать, что в стране переменчивый климат. Потому так ужасно, неопрятно и дико выглядят искусственные цветы и венки, которые крепят к деревьям и фонарным столбам. Они быстро приобретают неопрятный вид, теряя при этом свое назначение быть символом светлой памяти о погибших.

  По материалам Российской газеты

Прикрепления:

Категория: Новоcти юриспруденции | Просмотров: 590 |  Теги: авария, Госдума, кладбище | Рейтинг: 3.0/1

Всего комментариев: 0

 

Поиск по сайту
Календарь
Полезные ссылки
Конституционный суд Коми
Верховный суд Коми
Арбитражный суд Коми
Мировые судьи Республики Коми
Сыктывкарский городской суд
УФССП по Республике Коми
Портал государственных услуг Республики Коми
Проверь контрагента в ЕГРЮЛ
Реестр сведений о банкротстве
Картотека арбитражных дел
Средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц в рублях для применения статьи 395 ГК РФ
Ставка рефинансирования Банка России
Самое популярное
Роспотребнадзор вред гибдд ФАС прокуратура суд КоАП судья прокурор ДТП Адвокат УФАС штраф ПДД ДПС полиция Проверка ЖКХ глава банк кредит потребитель АС РК ВС РК реклама доход Госдума уголовное дело конкуренция Арбитражный жилье преступление ВАС РФ контракт Администрация ФСБ Ущерб Тариф бюджет аренда интернет сайт договор сделка иск Информация СМС инвестиции счет брокер
Архив

Использование материалов сайта разрешается только с указанием прямой ссылки на источник

Copyright ПРАВоКОМи © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz