Судебный департамент при Верховном суде России приступил к
разработке документа, в котором будет прописан порядок публикации так
называемых внепроцессуальных обращений к судьям: когда к человеку в мантии обращаются
совершенно посторонние лица или структуры с просьбой по какому-нибудь делу. Инициатором создания подобной системы был председатель
Высшего арбитражного суда России Антон Иванов. Именно высший арбитраж, а за ним
и другие нижестоящие суды начали первыми публиковать на своих официальных
сайтах соответствующие письма. По рассказам представителей судов, после
введения подобной гласности, число писем от посторонних в суды резко
сократилось. Новый закон ввел
наказания для судей
Идея нашла поддержку и в судах общей юрисдикции. А в этом
году вступил в силу закон, закрепивший понятие "внепроцессуального
обращения". Проще говоря, это любая попытка выйти на контакт с судьей -
письменная или устная - от не причастных к конкретному делу сторон. Такие
обращения запрещены. Но если письмо поступило или звонок прозвучал, что делать?
Первое: не отвечать. Второе: предать гласности. Участники разбирательства,
кстати, тоже должны знать, кто беспокоился по их поводу. Теперь осталось
выработать конкретную процедуру, как публиковать письма и рассказывать о
звонках. Президиум Совета судей на своем недавнем заседании поручил Судебному
департаменту при Верховном суде России и Высшему арбитражному суду России
выработать согласованную позицию по вопросу публикации в Интернете
внепроцессуальных обращений. Затем Судебный департамент разработает
соответствующий порядок и представит проект документа в Совет судей. С публикацией писем все примерно ясно, вопрос только с
телефонными звонками, как их фиксировать? Минувшим летом представители Высшего
арбитражного суда рассказывали, что собираются ввести в арбитражах специальные
журналы для фиксации "внепроцессуальных обращений", включая звонки и
любые устные просьбы. Например, кто-то на личном приеме или званом ужине похлопотал
за какого-то истца, судья должен будет честно внести запись в журнал.
Информация будет приниматься к сведению, не более того. Основанием для отвода
судьи она не является, заводить дело на просителя тоже не стоит. Просто пусть
люди знают, зачастую - этого достаточно. "Телефонное право", конечно же, образный термин,
доставшийся нам в наследие с прошлых времен, когда высокие руководители могли
отдавать судье команды по телефону. Сегодня у судьи совсем иной статус. Он -
фигура независимая. Судить должен по закону и совести, а не по команде сверху.
По крайней мере, так должно быть. Но все-таки, по старой памяти, многие до сих
пор пытаются как-то повлиять на судью не предусмотренными законом методами.
Оградит ли система гласности судью от подобных просьб? По мнению юриста
Вячеслава Голенева, "согласованная позиция высших судов, с учетом
огромного опыта системы арбитражных судов по реализации вопросов электронного
правосудия, поможет в деле борьбы с лишним давлением и влиянием извне на судей.
Установление такого порядка и требование о публикации всех таких обращений в
сети Интернет на сайте соответствующего суда непосредственно может сказаться на
улучшении работы аппаратов судов общей юрисдикции из-за того, что лица,
обратившиеся внепроцессуально к судье, трижды подумают, прежде чем обратиться
"вне процесса": ведь теперь любое общение будет происходить в строгих
рамках предусмотренного порядка", - сказал он. Некоторые эксперты не столь оптимистичны. По их словам,
многое будет зависеть от воли самих судей, так как кто проверит - сообщил судья
о просьбе или промолчал? Звучали предложения даже предусмотреть какую-то
систему контроля, позволявшую бы выявлять случаи "телефонного права".
Но здесь простых решений нет.
Прикрепления: |