Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект,
конкретизирующий основания для привлечения судей к дисциплинарной
ответственности. Проект федерального закона № 249585-6 "О внесении
изменений в статьи 121, 14 и 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации”", разработанный Минюстом России, направлен на
реализацию Постановления Конституционного суда РФ от 20 июля 2011 года №19-П. Напомним, что КС РФ проверил конституционность ряда положений законов "О
статусе судей в Российской Федерации" и "Об органах судейского
сообщества в Российской Федерации" по жалобе бывшей судьи Преображенского
суда Москвы Анжелики Матюшенко, наказанной за незаконное судебное решение:
рассматривая в апелляции уголовное дело, Матюшенко оставила в силе приговор
невиновному человеку. Мосгорсуд это решение отменил, а его председатель
направила в ККС представление о привлечении судьи к дисциплинарной
ответственности и досрочном прекращении ее судейского статуса. В итоге
Матюшенко, проработав в суде 8 лет, лишилась должности после соответствующего
решения квалифколлегии. КС не усмотрел противоречия Конституции в оспариваемых
Матюшенко нормах, однако указал, что федеральный законодатель вправе установить
более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить составы
дисциплинарных проступков, а также основания привлечения судей к дисциплинарной
ответственности. Законопроектом предусматривается изложить статью 12
"Несменяемость судьи" закона "О статусе судей в РФ" в новой
редакции, согласно которой уточняется содержание понятия "дисциплинарный
проступок". Дисциплинарным проступком предлагается признавать совершенное
судьей противоправное, умышленное или неосторожное действие (бездействие) при
исполнении служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности, нарушающее
нормы настоящего закона и (или) положения Кодекса судейской этики,
утверждаемого Всероссийским съездом судей, которое повлекло умаление авторитета
судебной власти, причинило ущерб репутации судьи и (или) поставило под сомнение
его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть
наложены на судью, предлагается дополнить новым дисциплинарным взысканием в
виде замечания. Законопроектом предусматривается, что дисциплинарное
взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи является крайней мерой
дисциплинарного воздействия. При назначении дисциплинарного взыскания
предлагается учитывать характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и
последствия его совершения, форму вины, личность судьи, совершившего
дисциплинарный проступок, и степень нарушения действием (бездействием) судьи
прав и свобод граждан и организаций.
Законопроектом вводится срок давности привлечения судьи к
дисциплинарной ответственности. Определено, что, если в течение года после
наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного
проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Установленный статьей 14 "Прекращение полномочий
судьи" закона "О статусе судей в РФ" перечень оснований
прекращения полномочий судьи документом предлагается дополнить новым подпунктом
в целях согласования положений указанной статьи с положениями статьи закона 121
"Дисциплинарная ответственность судей". Поправками в статью 15 "Отставка судьи" закона
"О статусе судей в РФ" устанавливаются случаи прекращения отставки
судьи и порядок принятия решений об отставке и прекращении отставки судьи.
Прикрепления: |