Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О
защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" существенно сужен круг лиц, включаемых в группу. Уточнены
критерии определения монопольно высокой цены товара (таковой не считается та,
что сформирована по установленным правилам на бирже). Повышены пороговые
значения активов и оборота компаний, при которых следует получать согласие
антимонопольного органа на совершение сделок или уведомлять его. Не являются
координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов в
рамках "вертикальных" соглашений.
Сокращено количество
запретов "per se" (для их применения не нужно доказывать негативное
влияние на конкуренцию). Уточнены критерии запрещенных согласованных действий и
минимальные доли их участников на рынке (совокупная - более 20%, индивидуальная
- свыше 8%). Манипулирование ценами на рынке электроэнергии (мощности)
рассматривается в качестве самостоятельной формы злоупотребления доминирующим
положением. Введен минимально необходимый период для анализа состояния
конкуренции в целях установления доминирующего положения (1 год). Сделки
иностранных лиц подлежат госконтролю в случае поставок ими в течение
предшествующего года товаров в Россию на сумму более 1 млрд руб.
Ужесточены требования
к действиям органов власти. Так, запрещено создавать дискриминационные условия
хозяйствующим субъектам. Нарушениями также считаются взимание не
предусмотренных законом платежей при оказании госуслуг, дача хозяйствующим
субъектам указаний о приобретении товара. Антимонопольные требования
распространены на запрос котировок. Детально прописан порядок рассмотрения
жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Запрет на
ограничение конкуренции касается и организаций, оказывающих госуслуги.
В число
государственных (муниципальных) преференций включены предоставляемые органами
власти гарантии. Правительство РФ наделено правом устанавливать правила
недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с
использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных
монополий.
Расширены полномочия
антимонопольного органа. Так, он может выдавать предупреждения о прекращении
действий, содержащих признаки нарушений, а также предостережения о
недопустимости последних. Предусмотрено ведение реестра физлиц, привлеченных к
ответственности за ограничение конкуренции. Усовершенствован порядок
рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Отменена
уголовная ответственность за ограничивающие конкуренцию согласованные действия.
Федеральный закон
вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, за
исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в
действие.
Мнение: «С принятием «третьего антимонопольного пакета» завершается
реформа по совершенствованию антимонопольного законодательства. Реализация
пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие
зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции. Эффективность антимонопольного
законодательства – залог успешного развития экономики нашей страны», -
комментирует начальник правового Управления ФАС России Сергей Пузыревский.
Подготовлено с использованием материалов garant.ru
Прикрепления: |