Профильный комитет Госдумы по законодательству поддержал
инициативу сенаторов о расширении полномочий арбитражных судов и наделении их
правом выносить частные определения в адрес госорганов и должностных лиц,
которые не соблюдают требования законодательства. Однако претензий к
законопроекту у депутатов оказалось немало — для того чтобы он был принят, его
придется практически полностью переписать, следует из опубликованного
заключения комитета. В июне прошлого года сенаторы Вячеслав Новиков и Анатолий
Лысков внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает появление в
России института частных определений арбитражных судов. Согласно документу,
арбитражный суд при выявлении нарушений законности вправе будет вынести такое
определение и направить его в соответствующие организации, госорганы, органы
местного самоуправления, а также должностным лицам, которые в течение месяца
обязаны отчитаться о принятых мерах. Для этого законодатели разработали
изменения в Арбитражный процессуальный кодекс (аналогичные нормы закреплены в
УПК РФ и ГПК РФ, схожие были и в ранее действовавшем АПК РФ). Эти изменения, полагают парламентарии, повысят эффективность
судебной системы за счет усиления влияния арбитражного суда на правоприменение.
"Кроме того, введение института частных определений в арбитражный процесс
будет способствовать повышению ответственности госслужащих, пресечению
фактического игнорирования налоговыми и иными госорганами судебной практики
арбитражных судов, решению проблемы неисполнения административными органами
судебных запросов, уменьшению числа явно незаконных и необоснованных исков со
стороны административных органов", — говорится в пояснительной записке к
документу. В Правительстве РФ и Госдуме претензий к концепции документа
не возникло, а вот к ее юридическому оформлению их было немало. В связи с этим
кабинет министров в сентябре прошлого года даже направило отрицательный отзыв
на проект закона, а профильный комитет Госдумы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству оказался более благосклонен,
предложив устранить все недочеты ко второму чтению (соответствующее заключение
появилось сегодня в базе нижней палаты парламента). Большинство замечении касается введения наказания для
госорганов и чиновников за игнорирование определений арбитражных судов и
процедуры рассмотрения таких дел. Так, сенаторы предложили воспользоваться
действующей ст.17.4 КоАП, согласно которой должностное лицо может быть
оштрафовано на 500-1000 руб. за оставление частного определения суда без
рассмотрения. Одновременно они решили внести в текст этой статьи упоминание про
арбитражные суды. Такое уточнение не понравилось ни правительству, ни
профильному комитету Госдумы. В их отзывах слово в слово говорится о
нецелесообразности такого дополнения ст.17.4 КоАП, поскольку в ней без
конкретизации "используется термин "суды", и таким образом
"уже предусмотрена ответственность за неисполнение частных определений суда".
Кроме того, в Госдуме обратили внимание и на более серьезное упущение:
"Проект не предусматривает ответственности за несообщение арбитражному
суду о принятых мерах по частному определению", хотя действующее
законодательство в отношении частных определений судов такую ответственность
предусматривает. В частности, в ГПК за такое игнорирование суда установлен
штраф до 1000 руб. Третьим поводом для критики стало намерение членов Совета
Федерации внести правку в ч.3 ст.23.1 КоАП о подсудности административных дел и
указать в ней, что рассматривать дела о непринятии мер по таким частным
определениям должны будут сами арбитражные суды. Поправка получилась настолько
неудачной, что правительство и депутаты
Госдумы увидели будущую правовую коллизию: "Арбитражные суды должны будут
рассматривать дела о привлечении к административной ответственности за
неисполнение частных определений, выносимых судами общей юрисдикции". Кроме того, Комитет по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству, поддерживая концепцию
законопроекта сенаторов, говорит о целесообразности расширения перечня лиц,
которым арбитражные суды смогут направлять частные определения. "Перечень
можно было бы дополнить указанием на адвокатское образование и саморегулируемую
организацию в случае нарушения законодательства адвокатом или субъектом
профессиональной деятельности соответственно", — говорится в заключении.
Прикрепления: |