По результатам мониторинга законодательства и
правоприменительной практики прокуратура республики направила в Генеральную
прокуратуру России информацию с предложениями о совершенствовании федерального
законодательства. В частности, требует совершенствования законодательство в
сфере противодействия коррупции. К примеру, в настоящее время на работников
государственных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению
государственного лесного и государственного пожарного надзора в лесах, не
распространяются ограничения и запреты, установленные Федеральным законом «О
противодействии коррупции». В этой связи отсутствуют правовые препятствия по
осуществлению ими коммерческой деятельности, в том числе в сфере
лесовосстановления. По этой причине нередко работники государственных
учреждений являются учредителями коммерческих организаций либо находятся в
родственных отношениях с ними, их руководством, работниками региональных
органов исполнительной власти. Зачастую юридический адрес коммерческих
организаций, осуществляющих лесовосстановительные работы, совпадает с адресом
лесничеств, являющихся государственными учреждениями. Тем самым возможны
коррупционные проявления при приемке и оплате выполненных работ, в том числе
выполненных иными коммерческими организациями, злоупотребления при
осуществлении лесного надзора и пожарного надзора в лесах, а также ситуации
возникновения конфликта интересов. При таких обстоятельствах прокуратура
предлагает установить ограничения и запреты для работников таких
государственных учреждений. Прокуратура Коми предложила установить ограничения действия
Федерального закона «О персональных данных» на правоотношения в сфере жилищных
и социальных правоотношений. Например, в соответствии с федеральным
законодательством, регламентирующим предоставление жилищных субсидий гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органы
исполнительной власти субъектов России и органы местного самоуправления обязаны
обеспечить свободный доступ к спискам граждан, имеющим право на получение
социальных выплат для приобретения жилья. В состав информации, подлежащей
обязательному включению при формировании списка, входят персональные данные
гражданина. При этом указанные списки должны размещаться для всеобщего
обозрения в доступных местах. На практике исполнение этих требований
затруднительно, так как уполномоченные лица, получившие доступ к персональным
данным, обязаны не раскрывать и не распространять такие данные без согласия
гражданина, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации
(ЖК РФ) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых
помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами
соглашений по ее погашению. В данной норме предусмотрено принятие
положительного решения в одних случаях только при наличии заключенного
соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг,
а в других и при его выполнении. То есть условия для принятия решения о
компенсации расходов четко не определены. Тем самым законодатель устанавливает
для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что может
повлечь злоупотребления со стороны уполномоченных должностных лиц. Предложения коснулись и административного законодательства. Так, в целях повышения ответственности при проведении контрольно-надзорных
мероприятий представляется необходимым предусмотреть административную ответственность
должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль. В настоящее время
административная ответственность установлена только в отношении должностных лиц
органов государственного контроля (надзора) за нарушения требований
законодательства при осуществлении контрольных (надзорных) функций. Следует
подчеркнуть, что указанная норма является эффективным механизмом пресечения
нарушений прав субъектов предпринимательства при проведении
контрольно-надзорных мероприятий. Прокуратура республики также обратила внимание на
необходимость законодательного регулирования государственной геномной
регистрации неопознанных трупов, что является одним из наиболее эффективных
способов проведения идентификации личности умершего человека. Такие мероприятия
существенно повысят результативность работы по раскрытию и расследованию
преступлений.
Прикрепления: |