В минувшем полугодии органы прокуратуры республики активно взаимодействовали с органами власти в сфере нормотворчества. Так, с использованием предоставленного права законодательной инициативы прокуратурой республики внесено 2 законопроекта, которые депутатами рассмотрены, по ним приняты законы от 03.06.2014 № 66-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О Контрольно-счетной палате Республики Коми» и № 62-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми по вопросам, связанным с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций».
Прокуратурой инициировано включение в Примерную программу нормотворческой и контрольной деятельности Государственного Совета Республики Коми на 2014 год трех мероприятий, одно из которых в настоящее время реализовано, принят Закон Республики Коми от 08.05.2014 № 59-РЗ «О некоторых вопросах организации отдыха и оздоровления детей в Республике Коми». Поддержано предложение прокуратуры республики и запланирована разработка законопроекта о внесении изменений в Закон Республики Коми «О национально-культурной автономии в Республике Коми», отдельные нормы которого требуют совершенствования.
Также обращено внимание органов государственной власти республики на необходимость приведения в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве 6 нормативных правовых актов. Например, прокуратурой республики инициировано внесение изменений в законодательные акты республики «О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О государственной поддержке потребительской кооперации в Республике Коми». По предложению прокуратуры признан утратившим силу Закон Республики Коми от 16.06.1998 № 18-РЗ «О передаче Государственным Советом Республики Коми Главе Республики Коми полномочий по установлению условий или ограничений на реализацию алкогольной продукции», который длительное время не действовал. Учтено предложение прокуратуры и в целях реализации Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 30.01.2014 № 1/22 установлен пищевой рацион донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно.
В органы местного самоуправления прокурорами городов и районов направлено 316 предложений о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального (регионального) законодательства нормативных правовых актов. Так, в связи со значительными изменениями в федеральном законодательстве прокурорами инициировано внесение соответствующих изменений в уставы муниципальных образований. С использованием предоставленного права нормотворческой инициативы прокурорами подготовлено и внесено 142 проекта нормативных правовых актов. Кроме того, в целях оказания практической помощи органам местного самоуправления разработано 20 проектов модельных нормативных правовых актов в различных сферах общественных отношений. Прокурорами предложено принять нормативные правовые акты в целях реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Например, по инициативе прокуратуры г. Вуктыла администрацией района в апреле принято постановление «Об утверждении Порядка осуществления финансового контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд муниципального района «Вуктыл». Печорской межрайонной прокуратурой в целях реализации права граждан, предусмотренного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления предложено включить в планы нормотворческой работы разработку нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
Прокуратурой Троицко-Печорского района в соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»и с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 08.04.2013 № 112/ГС, инициирован вопрос о разработке органами местного самоуправления регламентов информационного взаимодействия лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг. В прокуратурах продолжена работа по внесению предложений в органы местного самоуправления о необходимости принятия нормативных правовых актов в сфере организации и осуществления муниципального земельного, лесного, жилищного контроля.
Определенная работа проведена органами прокуратуры республики по предотвращению принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Работники аппарата прокуратуры приняли участие в 43 заседаниях органов государственной власти республики, а работники районного (городского) звена – в 270 заседаниях органов местного самоуправления. В органах прокуратуры проведена правовая экспертиза 361 проекта нормативных правовых актов органов государственной власти республики (1 полугодие 2013 г. – 349) и 4430 проектов муниципальных нормативных правовых актов (1 полугодие 2013 г. – 3525). Нарушения законодательства установлены в 12 проектах нормативных правовых актов законодательного органа республики и в 53 проектах органов исполнительной власти республики, в том числе в 16 проектах установлено 17 коррупциогенных факторов. На местном уровне нарушения законодательства установлены в 53 проектах нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в 145 проектах исполнительных органов местного самоуправления.
Так, в нарушение статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в проекте решения Совета городского поселения «Сосногорск», которым предлагались изменения в решение «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории городского поселения», установлены дополнительные, не предусмотренные законодательством, требования к уставу территориального общественного самоуправления. С учетом замечаний прокуратуры г. Сосногорска решение приведено в соответствие с федеральным законодательством.
Прокуратурой Ижемского района в проекте постановления администрации района «Ижемский» «Об утверждении порядка конкурсного отбора бизнес-проектов для получения финансовой поддержки в виде субсидирования части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (гранты)» установлен коррупциогенный фактор. В частности, в проекте не был определен срок размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте муниципального образования, что могло повлечь злоупотребления со стороны должностных лиц администрации и нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности в ходе конкурсного отбора. Проект постановления по замечанию прокуратуры района доработан, коррупциогенный фактор исключен.
При изучении проекта решения Совета сельского поселения «Усть-Вымь» об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании прокуратурой Усть-Вымского района выявлено несоответствие отдельных его норм требованиям Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Республики Коми «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» в части установления квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по старшим должностям муниципальной службы. Кроме того, проект правового акта содержал коррупциогенные факторы (широту дискреционных полномочий) в связи с отсутствием условий и оснований принятия соответствующих решений. Замечания прокуратуры района разработчиками приняты в полном объеме, проект решения приведен в соответствие с законодательством.
Положительным результатом взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере нормотворчества следует отметить и то, что в отчетном периоде замечания прокуроров городов и районов республики не учтены только к 3 проектам нормативных правовых актов, на принятые незаконные нормативные правовые акты внесено 3 протеста (все рассмотрены и удовлетворены). На второе полугодие текущего года прокуроры ориентированы на оказание практической помощи муниципалитетам в сфере нормотворчества и более активной подготовки проектов модельных нормативных правовых актов, а также качественное изучение нормативных правовых актов на проектной стадии в целях недопущения нарушений законодательства.
Прикрепления: |