Во все времена в любом обществе институтам, отвечающим за правопорядок в государстве, не удавалось добиться наказания виновных абсолютно во всех преступлениях. Чаще всего это связано с совершением преступлений, как принято говорить, при неочевидных обстоятельствах, когда установить личность преступника не удается. В результате расследование уголовных дел о таких преступлениях приостанавливается, а сами такие преступления сотрудники правоохранительных органов называют нераскрытыми, хотя в современной культуре им присвоили целый ряд кратких и емких названий, к примеру – «глухари».
Официальные статистические данные о преступности в России говорят о том, что количество раскрытых преступлений, основная масса уголовных дел по которым направлена в суд для рассмотрения по существу, превышает число преступлений, оставшихся нераскрытыми, однако и их остается довольно много. Так, по итогам 2019 года в стране успешно расследованы 1 052 441 преступление, а нераскрытыми остались 915 204.
Схожая картина сохранилась и в текущем году, по итогам 4 месяцев расследовано свыше 350 тысяч криминальных посягательств, нераскрыто – более 267 тысяч. Также и в Республике Коми в 2019 году раскрыто 9 686 преступлений, а за 4 месяца текущего года – 3 082, тогда как нераскрытыми остались почти 7 тысяч преступлений в прошлом году и 2 344 – в текущем. Конечно, на приостановлении расследования работа правоохранителей не сводится к нулю: несмотря на объективную сложность такой работы оперативно-розыскные мероприятия, современные криминалистические методы позволили в 2019 году раскрыть 371 преступление, считавшееся нераскрытым в прошлые годы. Приведенные показатели используются при оценке эффективности работы правоохранителей как в целом по стране, так и в отдельных субъектах Российской Федерации, городах и районах каждого региона, в том числе нашей республики. Однако в такой оценке важны не только количество, но и характер таких преступлений: в целом чем более тяжким является преступление, тем важнее его раскрыть. При этом для раскрытия, например, тяжких и особо тяжких преступлений, закон предоставляет и больше полномочий, в том числе в сфере оперативно-розыскной деятельности. В этом ключе возникает вопрос объективности официальных данных о нераскрытых преступлениях.
В соответствии с действующим законодательством государственный статистический учет данных о преступности осуществляют органы прокуратуры, вследствие чего именно прокуроры обеспечивают полноту и достоверность официальной криминальной статистики. В целях исключения случаев искажения официальных статистических данных, сформированных правоохранительными органами по результатам расследования всех преступлений, постоянно проводятся прокурорские проверки.
В текущем году такие проверки затронули в том числе и сведения о нераскрытых преступлениях. С использованием аналитических методик, сопоставив положения действующего уголовного законодательства с официальными сведениями о состоянии преступности и борьбы с ней, а затем – проверив материалы конкретных уголовных дел, прокуроры вскрыли факты занижения следователями и дознавателями полиции квалификации нераскрытых преступлений. Так, по одному из уголовных дел о хищении снегохода действия неустановленного лица квалифицированы по части 2 статьи 158 Уголовного кодекса России, то есть как преступление средней тяжести, в то время как стоимость похищенного превышала 250 000 рублей, что является крупным размером ущерба, по требованию прокурора посягательство переквалифицировано на тяжкое – часть 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ.
Уже более года назад в законодательство внесены изменения – оставление виновным места дорожно-транспортного происшествия, в результате которого здоровью потерпевшего причинен тяжкий вред, либо наступила смерть, по тяжести приравнено к совершению такого деяния в состоянии опьянения. Однако до вмешательства прокурора одно из таких деяний было квалифицировано по части 1 статьи 264 Уголовного кодекса России, тогда как применению подлежал пункт «б» части 2 этой статьи. Для сравнения в первом случае возможно наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, а при правильном применении закона – от трех до семи лет.
Подобные случаи вскрыты по уголовным делам о мошенничестве, неправомерном доступе к компьютерной информации, однако чаще всего искажаются данные о квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Следователями зачастую такие деяния квалифицируются как тяжкие, однако с учетом доказанности фактов сбыта наркотиков в значительном размере, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, их следует относить к особо тяжким, и за них должно последовать наказание вплоть до 15 лет лишения свободы.
Всего за 2019-2020 годы прокуратурой Республики Коми случаи занижения квалификации нераскрытых преступлений выявлены по 58 уголовным делам, в целях исправления ситуации в министерство внутренних дел по республике внесено 3 представления об устранении нарушений закона. Принимаемые меры позволят, с одной стороны, объективно оценить реальные результаты работы по установлению преступников, скрывающихся от закона, с другой – сконцентрировать усилия оперативных и следственных подразделений на наиболее важных служебных задачах в сфере противодействия преступности.
Прикрепления: |