Госдума намерена с подачи правительства повысить престиж судейской должности и ограничить поток юристов, желающих быстро обеспечить себе старость. Вдвое – с пяти до 10 лет – увеличивается минимальный срок работы судьей, необходимый, чтобы в судейский стаж засчитали и труд прокурора, следователя или адвоката. Сейчас треть судей общей юрисдикции уходят в отставку, отработав в суде лишь 5–10 лет, недовольны в Минфине. В декабре 2008 года в порыве борьбы с коррупцией, после того как был принят специальный закон о противодействии ей, с учетом его положений потребовалось сильно перекроить законодательство.
Среди норм, которые парламент скорректировал, была и ст. 7 закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". В результате служители Фемиды лишились права записать в свой судейский стаж периоды работы прокурором, следователем и адвокатом, хотя как это связано с антикоррупционной повесткой дня, непонятно. До этого эти годы можно было приплюсовать к стажу работы судьей, если он сам по себе составлял не менее пяти лет. Новые правила распространили не только на тех, кто собирается надеть мантию, но и на действующих судей. Это вызвало недовольство в судейском сообществе, так как от стажа зависят размеры ежемесячного пожизненного содержания и других выплат и льгот для судей, ушедших в отставку, а также размер надбавки к заработной плате, которую получают те из работающих, кто выслужил право на ЕПС. Большая группа заявителей пожаловалась в Конституционный суд. И в апреле 2010 года КС РФ признал ч. 1 ст. 7 закона "О дополнительных гарантиях…" не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных на должность до вступления ее в силу в январе 2009 года (постановление 9-П от 20 апреля 2010 года). После выхода этого постановления ушедшие в отставку до момента изменения закона могли зачесть в судейский стаж работу прокурором и адвокатом, а те, кто уходил позже, – нет. Однако и эта ситуация показалась КС неправильной. "Такая дифференциация в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их прав на материальное обеспечение, связанное с высоким статусом судьи", – резюмировал КС и обязал законодателя исправить оплошность.
Спустя год Минфин обнародовал поправки, устраняющие из закона "О дополнительных гарантиях …" антиконституционную норму. Чиновники согласились включать в судейский стаж, дающий право на выплаты и льготы, "время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката". Но Минфин нашел другой способ ограничить число потенциальных льготников и претендентов на пожизненное содержание: его предлагалось давать тем, кто непосредственно в должности судьи отработает как минимум 10 лет, а не пять, как сейчас. При этом такое правило будет распространяться лишь на тех, кто станет судьей после вступления нового закона в силу. И это правильно, уверены разработчики законопроекта.
Минфин напоминает, что судебная работа интенсивна, сопряжена с опасностями, психологической нагрузкой, ограничениями, установленными для судей, а потому те, кто большую часть жизни отработал в мантии, не должны иметь такие же льготы, как люди, одевшие ее после долгих лет работы по другим юридически профессиям. "[Это] представляется несправедливым, неконструктивным и не служит повышению престижа должности судьи", – говорилось в сопроводительной записке к законопроекту. Между тем таких немало. "Практика показывает, что 1/3 судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, имеют стаж работы непосредственно в должности судьи от пяти до 10 лет", – приводили статистику чиновники Минфина. А если принять его предложение, то новые требования сократят поток кандидатов-юристов, стремящихся быстро обеспечить достойную пенсию, уверены в финансовом ведомстве. В правительстве с такими идеями согласились, и законопроект оказался в Госдуме в марте 2013 года. Через месяц его приняли в первом чтении, а дальше работа застопорилась. Совет судей РФ даже направлял письмо спикеру Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой ускорить принятие законопроекта, но это обращение не возымело никакого эффекта: ни в осеннюю сессию 2013-го, ни в весеннюю 2014-го депутаты не вернулись к работе над документом. Сделали они это только сейчас: думский комитет по госстроительству подготовил к нему поправки ко второму чтению. Концептуально они ничего не меняют, а лишь исправляют технические огрехи в документе. Планируется, что документ будет принят во втором чтении на следующей неделе.
По материалам ПРАВО.ru
Прикрепления: |