К НОВЕЛЛАМ последних десятилетий относится более активное
участие гражданского общества в противодействии коррупции. Так, все большее
число государств допускают подачу судебных коллективных исков граждан,
общественных объединений и коммерческих организаций в целях противодействия
коррупционным рискам и проявлениям. Эта практика постепенно укореняется и в
нашей стране. Невозможно решить задачу противодействия коррупции только
традиционными правовыми средствами. Они должны сопровождаться общесистемными
мерами. В мире постепенно набирает силу тенденция к активизации
антикоррупционного вмешательства государства в частную сферу. Так,
законодательство США и Великобритании обязывает коммерческие структуры
обеспечивать такой порядок деятельности, который исключает коррупционные
практики. Наиболее широко эти вопросы регулируются в британском Законе о
взяточничестве 2010 г., который установил ответственность юридических лиц за
непредотвращение взяточничества, совершенного от имени компаний их менеджерами,
агентами, иными сотрудниками. Вместе с тем, очевидна потребность в более
широком использовании не только правовых, но и других средств - информирования,
убеждения, экспериментального внедрения и пропаганды более совершенных практик.
Первым шагом в этом направлении может стать проведение ежегодного
общенационального дня "Нет коррупции" с целью создания атмосферы,
исключающей любые коррупционные проявления. Институт законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации провел большой цикл исследований по изучению
и обобщению практики противодействия коррупции в России и в зарубежных странах.
Работа была проделана в рамках реализации функции Междисциплинарного центра по
координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия
коррупции. В общей сложности, объектом анализа стал опыт более 50 государств,
представляющих разные модели экономического, политического и правового
развития. И, тем не менее, можно выделить ряд общих тенденций, определяющих
новые универсальные подходы к решению задач противодействия коррупции. Прежде всего, следует отметить стремление к более полной
имплементации международных антикоррупционных актов. Решение этой задачи идет
через преодоление проблем несовместимости отдельных институтов национальных
правовых систем с международными антикоррупционными стандартами. В частности,
речь идет о введении уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные
деяния, ограничении иммунитета депутатов и высших должностных лиц от судебного
преследования, снижении гарантий презумпции невиновности для чиновников и т.д.
Так, например, Германия и сейчас отказывается от введения уголовной
ответственности для юридических лиц, ссылаясь на действующие уголовно-правовые
традиции и доктрины. С другой стороны, столь же глубоко укорененные
уголовно-правовые традиции не помешали установить уголовную ответственность
юридических лиц во Франции, Норвегии, Испании (2010 г.), Чехии (2012 г.),
других государствах мира. На Первом Евразийском антикоррупционном форуме, проведенном
в мае 2012 г., наш институт выдвинул инициативу разработки Евразийской
антикоррупционной стратегии. Только такой комплексный подход дает возможность
искоренения коррупции как явления, а не только ее отдельных проявлений. С
другой стороны, наблюдается все более широкая специализация средств
противодействия коррупции. Необходима разработка специальных стратегий и
методик противодействия коррупции, в частности, в таких сферах, как
недропользование, спорт, средства массовой информации и т.д. Так, например,
Управление ООН по наркотикам и преступности разрабатывает методики по
предупреждению коррупции в спорте. В противодействии коррупции все более
заметной становится роль науки. В качестве примера таких прикладных работ можно
указать инициированный нашим институтом проект Международного научного
мониторинга проявлений коррупции, целью которого является изучение и
сопоставление масштабов и направлений развития коррупции в Евразийском и других
регионах мира. В целом перед всеми странами стоит задача разработки и активного
внедрения системной политики противодействия коррупции, охватывающей все сферы
государства и общества. Только такая политика даст возможность добиться более
заметных успехов в борьбе с коррупцией. Примером может служить программа "Нет
насилию", реализуемая в США в последние 20 лет. В детских садах и школах
детей учат уважать права каждого, быть сдержанными и не использовать физическую
силу при конфликтах и спорах. Телевидение, иные средства массовой информации
культивируют неприятие насилия. Результаты таких усилий проявляются не сразу.
Но эффект их огромен. В подтверждение приведу один пример. 26 ноября 2012 г.
вошел в историю Нью-Йорка как первый день без насилия. В огромном
восьмимиллионном мегаполисе не было ни одного убийства, ни одного
изнасилования, ни одного случая причинения телесных повреждений. Таким стало
действие целенаправленной, хорошо скоординированной политики противодействия
насилию. Такую же высокую степень целенаправленности и согласованности действий
необходимо проявить и России в борьбе с таким социальным злом, как коррупция.
Прикрепления: |