Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)
признала ненадлежащей рекламу кредита (кредитной карты) ЗАО «Райффайзенбанк»,
распространяемую посредством SMS-сообщений без согласия абонентов на их
получение. Так, при
распространении рекламы этой финансовой услуги посредством SMS-сообщений в мае
2012 года по сети подвижной радиотелефонной связи без получения
предварительного согласия абонента на ее получение, банк нарушил требования
части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Также Комиссия ФАС
России признала эту рекламу ненадлежащей, так как в ней нарушены требования
пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 закона. А именно: в рекламе кредита банк
при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на
сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также
определяющие фактическую стоимость кредита. По факту нарушений
требований закона о рекламе Комиссия ФАС России предписала ЗАО «Райффайзенбанк»
прекратить дальнейшее распространение ненадлежащей рекламы. Банк обязан
представить в ФАС России письменные доказательства исполнения предписания до 20
августа 2012 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о
прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в
соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на юридических лиц
штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. В ФАС России
поступило обращение гражданина с указанием на признаки нарушения закона о рекламе.
На его телефонный номер, зарегистрированный в сети ОАО «МТС», пришло
SMS-сообщение рекламного характера от ЗАО «Райффайзенбанк» с текстом:
«Уважаемый клиент! Узнайте условия предварительно одобренной Вам кредитной
карты с лимитом 133000 рублей в новом разделе Интернет-банка Raiffeisen CONNECT
Предложения для Вас. Воспользуйтесь предложением до 31.05.2012! ЗАО
Райффайзенбанк». Согласие на получение
рекламных сообщений гражданин не давал. Более того, при заключении договора с
банком на открытие счета гражданин письменно отказался от получения какой-либо
рекламной информации от ЗАО «Райффайзенбанк» на свой мобильный телефон. Таким образом,
распространение рекламы кредита банком путем SMS-сообщения по сети подвижной
радиотелефонной связи осуществлялось незаконно. Далее, к условиям,
определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок
кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые
платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может
повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору
по кредитному договору. При указании одного
из условий кредита – кредитного лимита, влияющего на его стоимость, в этой
рекламе отсутствует информация об иных условиях кредита, определяющих его
стоимость и расходы по нему, такие как срок и процентная ставка по кредиту.
Несоблюдение этих требований является нарушением пункта 2 части 2, части 3
статьи 28 закона о рекламе. ЗАО «Райффайзенбанк» является рекламодателем и
рекламораспространителем.
Справка 1. В соответствии с
частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее
Федеральный закон «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в
том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной
радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия
абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается
распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если
рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. 2. Согласно пункту 2
части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама
банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных
условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые
получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут
воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из
таких условий. 3. Согласно части 3
статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с
предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы
одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все
остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и
влияющие на неё. 4. В прошлом году
ненадлежащая реклама финансовых услуг составила 12,5 % от общего количества
нарушений закона о рекламе.
Прикрепления: |