Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения
решение Арбитражного суда города Москвы, возбраняющее ФАС России проводить
проверки деятельности Московской городской нотариальной палаты. Апелляционная инстанция подтвердила, что положения ФЗ
"О защите конкуренции" не распространяются на деятельность палат и
нотариусов.
22 июля 2013 года АСГМ признал недействительным приказ ФАС
от 16 апреля текущего года о проведении проверки деятельности нотариусов на ее
соответствие антимонопольному законодательству. Рассматривавшая это дело судья
Светлана Ласкина указала в решении, что проверять некоммерческие организации —
МГНП является таковой — по поводу соблюдения ими запретов на злоупотребление
доминированием и ограничение конкуренции (11-я и 16-я статьи закона) можно,
однако для этого необходимо обязательное условие — НКО занимается
предпринимательством или координирует экономическую деятельность хозяйствующих
субъектов. А таких практик у палаты нет. Еще один аргумент против компетенции
ФАС проверять МГНП — это публично-правовой статус и нотариусов, и палат. "Нотариальная палата создана и функционирует не для
осуществления деятельности, приносящей доход, выполняет специфические публично
значимые задачи, — говорится в решении АСГМ. — Кроме того, поскольку нотариусы
не являются хозяйствующими субъектами, палата не координирует экономическую
деятельность хозяйствующих субъектов". Конфликт между МГНП и ФАС России разгорелся в апреле этого
года. Тогда клиент пожаловался антимонопольщикам, что нотариус Елена Образцова
взяла с него сверх тарифа еще и 1 000 руб. за услуги правового и технического
характера и при этом заверила, что их стоимость определяет палата и тарифы
обязательны для всех ее членов. ФАС решила проверить, нет ли в практике МГНП
признаков сговора, и в палату явилась инспекция. После этого МГНП пожаловалась
в АСГМ (дело А40-49279/2013). Приказа о проверке не
должно было быть вообще — МГНП не хозяйствующий субъект и не госорган, говорили
в ходе всего судебного разбирательства истцы. Юристы ФАС настаивали, что
ведомство не превышало полномочий и вправе контролировать соблюдение
антимонопольного законодательства в действиях публично-правовых образований,
коммерческих и некоммерческих организаций.
Прикрепления: |