Согласно ст. 33
Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-I "О банках и банковской
деятельности" кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться
залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных
ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными
федеральными законами или договором. В соответствии с п. 1
статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой,
залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией,
задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Таким образом,
страхование риска утраты жизни и потери работоспособности является допустимым
способом обеспечения возврата кредита
Страхование жизни и здоровья при заключении кредитного
договора является правом, а не обязанностью потребителя.
В каких случаях
страхование жизни и здоровья будет считаться навязанным потребителю? Навязыванием услуг
страхования жизни и здоровья будут считаться случаи, когда у потребителя
отсутствовала возможность получить кредит без данной услуги.
Если потребитель
выбрал страхование добровольно (например: в заявлении (договоре) нужно было
отметить один из предложенных вариантов:
1 вариант - получение кредита со страхованием или 2 вариант-
получение кредита без страхования и потребитель выбрал первый вариант, то в
таких ситуациях обуславливание получения кредита обязательным страхованием
отсутствует. Если банк отказывается
выдать кредит без страхования жизни и здоровья потребителя, то это является
нарушением ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с п.2
указанной статьи запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ,
услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки,
причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор
товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Страхование является
самостоятельной услугой по отношению к кредитованию. Предоставление кредита при
условии обязательного оказания услуг по страхованию жизни и здоровья ущемляет
права потребителей, установленные законом. Граждане и
юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора
не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор
предусмотрена Гражданским Кодексом, законом или договором.
В рамках кредитных
отношений между потребителем и банком законодательством установлен только один
случай страхования в силу закона - страхование заложенного имущества
залогодателем (ст. 31 Закона РФ от 16,07.1998г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости»). Способы восстановления нарушенных прав: 1.Административная
ответственность, если кредитный договор заключен не более 1 года назад. Основанием для
привлечения к административной ответственности (кредитной организации) является
нарушение законодательства о защите прав потребителей, выразившееся в
несоблюдении правил, предусмотренных законодательством, а именно - включение в
кредитный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя
(ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ).
В случае включения в
кредитный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя
Управление Роспотребнадзора выдает предписание об устранении выявленных
правонарушений. Имущественные
требования потребителя рассматриваются в претензионном и судебном порядке. 2. Претензионный
порядок урегулирования спора.
Потребитель имеет
право на отказ от услуги страхования жизни и здоровья заемщика при заключении
кредитного договора. В случае, когда при заключении кредитного договора
заемщику предоставляется право выбора на получение кредита со страхованием
жизни и здоровья или без страхования, и он соглашается на такое страхование, то
в дальнейшем потребитель также вправе отказаться от такой услуги в любое время. Претензия
направляется в письменном виде в страховую компанию одним из указанных
способов:
1-й способ вручения
претензии – лично, в офисе страховой компании, при этом на втором экземпляре
или ее копии уполномоченный представитель банка ставит отметку о получении
(входящий номер, дату получения, должность, Ф.И.О., подпись, печать);
2-й способ вручения
претензии – посредством почтовой отправки на адрес страховой компании заказным
письмом с уведомлением о вручении. В случае расторжения
договора страхования потребитель должен оплатить исполнителю фактически
понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по данному
договору.
Отказ страховой
компании от расторжения договора страхования жизни и здоровья заемщика при
заключении кредитного договора, если услуга была предоставлена потребителю на
добровольной основе, является ущемлением прав потребителей. 3. Судебный порядок
разрешения спора с выставлением требования о признании части сделки (условие о
страховании жизни и здоровья заемщика) недействительной, в случае, когда при
заключении кредитного договора заемщику не было предоставлено право выбора на получение
кредита со страхованием жизни и здоровья или без страхования.
В соответствии с п. 5
ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 1 ст. 47 ГПК РФ потребитель
вправе привлекать Управление Роспотребнадзора к участию в деле для дачи
заключения по делу.
Прикрепления: |