В 2020 г. в адрес Управления поступило 74 обращения граждан, что составляет 2,3 % от общего объема обращений, связанных с защитой прав потребителей при оказании финансовых услуг (за 2019 г. – 76 или 2,7%).
В структуре обращений преобладают вопросы:
• связанные с оказанием услуг кредитными организациями – 56,
• страховыми организациями – 14,
• по вопросам деятельности микрофинансовых организаций – 4.
Чаще всего в Управление обращались в г. Сыктывкаре – 65 обращений, в г. Ухте – 4 обращения, в г. Усинске, в Усть-Вымском районе – по 2 обращения, в Усть-Куломском районе – 1 обращение.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения обращений проведено 4 предварительные проверки, 8 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом. В 1 квартале 2020 г. по одному обращению потребителя проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Россельхозбанк», по результатом которой юридическое лицо за обсчет потребителя и доведение недостоверной информации об общей сумме ежемесячного платежа и о размере процентной ставки привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ с вынесением постановления о взыскании штрафа.
Основные причины обращений граждан, связанных с деятельностью финансовых организаций:
• изменение процентной ставки по кредитному договору и размера ежемесячного платежа;
• не представление выписки по счету;
• оказание дополнительных платных услуг за счет заемных средств;
• отсутствие возможности получения потребительского кредита без приобретения дополнительных услуг;
• не доведение надлежащим образом информации о дополнительных платных услугах (консультативных);
• предложение банками сложных финансовых продуктов без надлежащего разъяснения их сути;
• списание денежных средств на основании судебного приказа и разблокировка счета;
• подключение платной услуги без согласия клиента;
• отсутствие возможности получения денежных средств в связи с закрытием офиса банка на карантин;
• отказ в пересмотре условий кредитного договора для предоставления кредитных каникул на период карантинных мероприятий;
• задержка выдачи закладной;
• списание банком денежных средств с накопительной карты в счет погашения задолженности по кредиту;
• отказ в возврате страховой премии, в том числе при досрочном погашении кредита;
• навязывание страховки от потери работы.
В 2020 г. Управлением дано в суде 8 заключений по делу в целях защиты прав потребителей финансовых услуг, в пользу потребителей присуждено 372 000 руб., в том числе 10 000 руб. – компенсация морального вреда.
В 2020 году специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» дано 94 консультации по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг, в том числе 45 консультаций на личном приеме, оказана помощь гражданам в составлении 9 претензий.
Для получения консультаций и разъяснений потребители могут обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Коми 8-800-350-64-23 (среда с 9.00 до 13.00 час.), а также в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» в понедельник, четверг, пятницу с 09:00 до 12:00, вторник и среду с 14:00 до 17:00, тел. (8212) 46-85-25.
Также работает круглосуточно «горячая линия» Роспотребнадзора по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26.
Прикрепления: |