В минувшую пятницу
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея
Степашина рассмотрела результаты аудита эффективности деятельности Федеральной
антимонопольной службы и ее территориальных органов по контролю и надзору за
соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных
монополий, а также по развитию конкуренции в потенциально конкурентных видах их
деятельности за 2009-2011 годы. С сообщением выступил аудитор Михаил
Бесхмельницын. На Коллегии
отмечалось, что государственный контроль (надзор) за соблюдением
законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий
регламентирует ФЗ «О естественных монополиях», определяющий правовые основы
федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Согласно действующему законодательству субъекты естественных монополий
подконтрольны двум федеральным органам исполнительной власти по регулированию
естественных монополий: ФАС России - в рамках антимонопольного регулирования и
контроля, и ФСТ России - в части ценового (тарифного) регулирования и контроля. К полномочиям ФАС
России относится ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее
положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка
федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения
хозяйствующих субъектов, в то же время ФСТ России ведет и формирует Реестр
субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется
государственное регулирование и контроль. Как показал аудит
эффективности, далеко не все естественные монополисты из Реестра ФСТ России
включены в Реестр ФАС России. И наоборот, не все организации, фактически
осуществляющие естественно-монопольные виды деятельности и включенные в Реестр
ФАС России, включены в Реестр ФСТ России. То есть отсутствует четкий механизм
взаимодействия и координации между ФАС России и ФСТ России при установлении
статуса субъекта естественных монополий и включении монополиста в Реестр ФСТ
России и Реестр ФАС России. Кроме того, включение
хозяйствующего субъекта в Реестр ФСТ России влечет осуществление в отношении
него государственного регулирования и контроля, в том числе со стороны ФАС
России. Как показала проверка, контрольные полномочия, предусмотренные Законом
о естественных монополиях, осуществляются ФАС России и ее территориальными
органами в форме последующего контроля при получении обращения (жалобы), но не
как регулярная планомерная деятельность. Доля плановых проверок в ФАС России
незначительна. Отсутствует методика планирования проведения проверок на год и
порядок включения в план субъектов естественных монополий, что снижает
эффективность государственного контроля и надзора в рамках реализации Закона о
естественных монополиях. В ходе проведения
аудита эффективности было установлено, что средняя заработная плата
госслужащего Московского и Московского областного Управлений ФАС России ниже
средней зарплаты по г.Москве и Московской области. Данный факт обуславливает
достаточно высокий уровень текучести кадрового состава территориальных
антимонопольных органов и способствует возникновению коррупционных рисков в их
деятельности. Коллегия решила
направить информационное письмо в Правительство России, а также рекомендации в
ФАС России и в Управления ФАС по г. Москве и Московской области. Отчет о
результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания
Российской Федерации и ФСБ России.
Прикрепления: |