Заместитель начальника управления президента России по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов сообщил, что за год 6,5 тысячи госслужащих проинформировали начальство о попытках подкупа. Поэтому предлагать взятку становится все опасней. Эти данные были озвучены сегодня на круглом столе в Госдуме, где обсуждалась проблемы выплаты вознаграждения информаторам, сообщившим о коррупции. Такое предложение записано в готовящемся сейчас проекте закона "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования их прав и законных интересов". И именно эта идея вызвала бурные споры и у экспертов, и в целом в обществе. По словам Валентина Михайлова, анализ практики показывает, что система поощрений в целом работает. Он привел в пример норму, освобождающую от ответственности взяткодателя, который помог правоохранительным органам привлечь того, кто эту взятку брал.
Как уже писала "РГ", традиционно у нас число осужденных за дачу взятки выше, чем за получение. Эксперты обычно шутят, мол, мелкие суммы оскорбляют чиновников, вот и привлекают за них людей к суду, зато, дескать, толстые конверты не отвергаются. Но - нет. Как показывает практика, чиновники научились отказываться и от крупных взяток. По данным Судебного департамента при Верховном суде России в прошлом году было осуждено 14 человек, которые пытались дать взятку более миллиона рублей. Впрочем, когда речь заходит о крупных суммах, соотношение на скамье подсудимых между дающими и берущими меняется. Взяточников, бравших больше миллиона, было осуждено 54 человека. Сегодня Валентин Михайлов сказал, что в основном в сообщениях чиновников действительно шла речь о взятках в районе 10 тысяч рублей. Но в целом, как показывают последние исследования, появилась тенденция к снижению коррупции в стране. "Механизмы противодействия коррупции, которые сегодня функционируют, начали развиваться с 2008 года, - сказал Валентин Михайлов. - Созданный базис позволил решить ряд задач. Развитие данных механизмов привело к тому, что по результатам нескольких исследований в России наблюдается тенденция к снижению коррупции. Но сейчас жизнь ставит ряд новых задач, решение которых позволит вывести антикоррупционные на принципиально новый уровень". По его словам, материальное поощрение информаторов (или, предложен термин "разоблачителей") - одна из мер, которая вместе с другими, позволит вывести борьбу с коррупцией на принципиально иной уровень. Напомним, что подготовленный проект обещает информаторам компенсации в размере от 5 до 15 процентов от размера предотвращенного ущерба, но не более трех миллионов рублей. Предполагается, что готовящийся сейчас законопроект будет внесен в Госдуму главой государства. Однако среди экспертов кипят дискуссии, например, из каких средств выплачивать вознаграждения, каков должен быть механизм.
"Информаторы тоже должны подлежать отсеву", - сказал представитель Генпрокуратуры. Скажем, некий гражданин активно участвовал в коррупционных схемах вместе с каким-то чиновником, помогал разворовывать бюджет. А потом разругался с подельником, уехал за границу и стал давать информацию правоохранителям. Надо ли ему выписывать премию? Также представители правоохранителей посчитали несправедливым, что, скажем, оперативный работник, который раскроет преступление, не получит ничего. А информатор - получит премию. "Дисбаланс может породить коррупционные отношения", сказал один из выступавших. Впрочем, это заявление тут же было парировано одним из депутатов, мол, если следователь или оперативник надеется подзаработать, разоблачая преступления, то его надо увольнять. "Предлагаю так и записать в законопроекта: сотруднику правоохранительных органов такая премия может выплачиваться, но только один раз, так как после нее человека обязательно должны уволить", - сказал оппонент. Кстати, инициативу детально изучил Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России - основное правительственное экспертное учреждение по правовым вопросам. Институт поддержал проект, при этом подготовил свои предложения по доработке проекта. Например, заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Артем Цирин предложил сегодня создать единый портал информации, куда могли бы поступать сообщения о коррупции. По его словам, такой портал существует в Китае. "Там сообщению присваивается регистрационный номер, можно проследить за его ходом, - сказал Артем Цирин. - В итоге формируется банк данных коррупционных практик. Правоохранительные органы, а также наука информируется о последних коррупционных технологиях, это помогает выстраивать противодействие".
Например, он рассказал о новой практике расчетов при коррупционных схемах. В цепочке участвует посторонний: он через платежный терминал переводит деньги на счет мобильного оператора тому человеку, кому нужно. Отследить в таком случае движение взятки трудно. А ведь правоохранители должны поймать, что называется, за руку. Чем раньше эксперты узнают о новых изобретениях коррупционеров, тем быстрее найдут противоядие и тем меньше коррупционеров останутся безнаказанными. Представитель управления президента по противодействии коррупции идеи поддержал, но сказал, что для серьезного разговора надо подготовить выкладки: сколько будет стоить создание такого портала, как он будет функционировать. Также на круглом столе прозвучала идея разделить законопроект на две части. Одну, касающуюся защиты информаторов, можно принять быстро. Другую, где речь идет о вознаграждениям, раз возникли такие споры, доработать в спокойном режиме и принять потом. Но тут мнения разделились. Часть экспертов согласились с тем. Часть сочли, что так идея премий может тихо умереть под сукном, так что если принимать, то все сразу.
"Вопрос крайне серьезный, мы прекрасно понимаем, насколько сложно раскрывать подобные преступления, - сказал член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов. - Любое сотрудничество, любая помощь, любая жизненная позиция в борьбе с коррупцией не будет лишняя, она должна поощряться".
По материалам Российской газеты
Прикрепления: |