Судебные приставы расширят досье должников, выложенное в открытый доступ на официальных сайтах ведомства. Теперь в Сети появится информация, сколько всего должен человек. Кроме того, общество сможет узнать пофамильно тех должников, кто оказался несостоятельным. Федеральная служба судебных приставов подготовила проект поправок введомственный приказ о порядке ведения электронного банка данных исполнительных производств. Документ расширяет перечень открытых сведений, которые будут публиковаться на официальных сайтах ведомства.
Например, если человек так и не смог расплатиться по долгам, но дело было закрыто из-за его финансовой несостоятельности, информация об этом будет висеть в Сети три года. Как поясняют эксперты, закон разрешает возвращать исполнительный лист взыскателю, когда у должника нет ни денег, ни имущества. Конечно, сразу разводить руками приставу нельзя - надо принять все возможные меры, чтобы найти тайные капиталы должника. Кстати, закон расширил возможности судебных исполнителей, они вправе даже наводить справки в полицейских базах данных. Прописана и специальная процедура исполнительного розыска, позволяющая судебным исполнителям не сидеть на месте, но брать след должника. Однако если все усилия прошли даром и на выходе оказался ноль, тут да - можно развести руками. Раньше на этом все и заканчивалось. Теперь же против таких должников применят последнее средство - гласность.
Недавние поправки в законы об исполнительном производстве и о судебных приставах расширили перечень открытых сведений. "Таким образом, отсутствие сведений о гражданине либо юридическом лице в банке данных исполнительных производств ФССП России будет способствовать формированию их положительной "кредитной" истории и станет своего рода публичным подтверждением их добропорядочности и юридической чистоты как участников гражданских правоотношений", уверены в службе судебных приставов.
Проект ведомственного приказа прописывает процедуру ведения банков данных уже с учетом требований нового закона. Судебные приставы рассчитывают, что "обращение к банку данных исполнительных производств снизит риски граждан и организаций быть вовлеченными в незаконные сделки и заведомо неисполнимые обязательства, а также позволит принимать правильные и уверенные решения по отношению к контрагентам, в том числе при заключении договоров займа или кредитования". Иными словами, теперь легко можно будет пробить человека по Сети - есть ли на нем долги, если да, то какие. А если выяснится, что де-юре он гол как сокол и даже приставы ничего взять с него не могут последние три года, появится повод задуматься, стоит ли затевать дела с таким партнером. Любопытно, что, как уже писала "РГ", некоторое время назад появилась тенденция: невесты и жены стали проверять по базе долгов своих суженных: мало ли что? Не числится ли, например, он в списке невыездных, нет ли у него алиментов и т.д.
Как показала практика, гласность стала серьезным доводом для должников взяться за кошельки, особенно когда речь про алиментщиков. Кстати, число самих алиментщиков стало снижаться. Как уверяют эксперты, это происходит в том числе благодаря судебным приставам. Из-за их различных акций быть алиментщиком уже становится немодно, если не сказать позорно. В итоге за 4 месяца 2014 года на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось более 1 миллиона 231 тысячи исполнительных документов о взыскании алиментов, что почти на 100 тысяч меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года. С февраля по май нынешнего года ведомством уже в четвертый раз проведен всероссийский конкурс "Судебные приставы - детям", в рамках которого судебные приставы борются за главные призы в нескольких номинациях. Побеждают те, кто больше всего помог детям по долгу службы, например взыскал больше алиментов. К слову, за 4 месяца судебные приставы объявили невыездными 146,2 тысячи алиментщиков. Закрывать нерадивым отцам выезд стали гораздо чаще.
По материалам Российской газеты
Прикрепления: |