Правительство высказало замечания на законопроект Высшего
арбитражного суда, предлагающий ввести институт судебных примирителей. Одна из
претензий правительственных экспертов к проекту в том, что от потенциальных
миротворцев документом не требуется специальное образование. Напомним, проект был внесен в Госдуму в августе прошлого
года. Судебным примирителем, по проекту, сможет выступать судья в отставке,
помощник судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, работник аппарата
суда, имеющий высшее юридическое образование. По замыслу, судьи, приняв иск, будут напоминать истцам и
ответчикам о возможности примирительных процедур. Стороны процесса, решившие
дело миром, получат солидную скидку при выплате госпошлины. Так что судебный
мир станет выгодным делом. Список судебных примирителей должен утверждаться
пленумом Высшего арбитражного cуда России из предложенных арбитражными судами
кандидатур. "Законопроект направлен на обеспечение эффективного
урегулирования спора путем использования обязательных примирительных
процедур", отмечено в заключении правительства. Однако к документу есть
ряд замечаний. "Согласно данной процедуре судебным примирителем может
выступать судья в отставке, помощник судьи, не принимающий участие в
рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое
образование, - говорится в правительственном отзыве. - Между тем предоставление
права заниматься медиацией лицам, не прошедшим дополнительное обучение по
утвержденным Минобрнауки России программам, заложит основы для дискредитации
института судебного примирения и нанесет ущерб институту медиации, находящемуся
в стадии становления". Иными словами, желающие поработать миротворцами должны будут
получить специальное образование. А здесь сразу возникает финансовый вопрос.
Согласятся ли сотрудники суда платить из своего кармана за специальные курсы
ради того, чтобы получить дополнительную нагрузку по работе? Скорее всего, за
ту же самую зарплату. Проект особо подчеркивает, что судебный примиритель
участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений законодательства
о статусе судей Российской Федерации и о государственной гражданской службе.
Это важно. Ведь в проекте речь не о том, что якобы у работников судов и
бывших судей, как заявляют некоторые эксперты, появится возможность приработка. У примирительных процедур другая миссия - разгрузить судебную систему. Иначе,
по мнению многих правоведов, в судах может наступить коллапс: число дел растет,
арбитражи могут в них просто утонуть. Однако если требование по специальному
образованию принципиально, возьмется ли государство оплачивать специальные
курсы судебным работникам?
Сделать вид, что судебное примирение не является медиацией,
не получится: правительственные эксперты поставили между этими процедурами знак
равенства. "В существующей редакции законопроекта понятие медиации как
разновидности посредничества и понятие судебного примирения формально
разведены. Однако и та, и другая процедуры (наравне с переговорами и
"иными" примирительными процедурами) являются разновидностями
примирения сторон", сказано в замечаниях. Еще одна претензия: "Пунктом 19 статьи 3 законопроекта
предлагается статью 190 АПК РФ изложить в новой редакции, предусмотрев положение о
том, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных
правоотношений, могут быть урегулированы путем использования примирительных
процедур. Данное предложение вступает в противоречие с регулированием,
предусмотренным нормой части 5 статьи 1 Закона о медиации, устанавливающей
запрет на применение процедуры медиации к отношениям, затрагивающим публичные
интересы". Иными словами, в спорах граждан или юридических лиц с
государственными органами медиация (примирительные процедуры) недопустима.
Например, если кто-то оспаривает нормативный правовой акт, он, подав иск, уже
не может пойти с чиновниками на мировую. "Указанное ограничение
обоснованно, поскольку правовые последствия такого рода отношений затрагивают
права и законные интересы неопределенного круга лиц", поясняет
правительство. Также обращается внимание, что реализация законопроекта
потребует дополнительных бюджетных ассигнований. "В связи с этим
законопроект предлагается дополнить соответствующей статьей, согласно которой
финансовое обеспечение расходов должно осуществляться за счет средств
федерального бюджета, предусмотренных на содержание арбитражных судов
Российской Федерации", сказано в отзыве. Правительство России предлагает продолжить работу над
законопроектом с учетом изложенных замечаний.
Прикрепления: |