Судебный департамент при Верховном суде России утвердил регламент борьбы с телефонным правом. В качестве средства от неподобающих звонков судье выбрана гласность: когда кто-то посторонний попробует поговорить с человеком в мантии по поводу конкретного дела, информация о том должна дойти до Интернета. Напомним, в прошлом году был принят закон, обязывающий судей предавать гласности все обращения, как устные, так и письменные, поступившие к ним от посторонних.
Новый регламент, как раз, прописал порядок, как это должно работать. Конечно же, "телефонное право", образный термин, доставшийся нам в наследие с прошлых времен, когда высокие руководители могли отдавать судье команды по телефону. Однако сегодня у судьи совсем иной статус, прямые команды из высоких кабинетов для него противопоказаны. Для учета поступающих просьб и советов в каждом суде заведен журнал учета внепроцессуальных обращений. Именно туда будут заноситься данные о звонках, разговорах, а также поступивших в суд письмах. Ведь иногда людям в мантиях поступают и бумаги со штампами, обращающие внимание на то или иное дело. Авторы обычно официальным тоном просят "объективно разобраться". Но часто возникает подозрение, что главное в таких письмах надо читать между срок, и смысл там прячется нередко такой, мол, знайте, мы за вами следим.
Однако теперь общество сможет следить и за теми, кто пытается наставить судей на желанный кому-то путь. Как сказано в регламенте, "поступившие в федеральный суд общей юрисдикции письменные обращения регистрируются уполномоченным работником аппарата федерального суда общей юрисдикции в порядке, установленном инструкциями по судебному делопроизводству, в журнале учета внепроцессуальных обращений". Если же кто-то обратился к судье устно - по телефону ли, на каком-то приеме или даже на улице - человек в мантии, как сказано в документе, "незамедлительно докладывает председателю соответствующего федерального суда общей юрисдикции в письменном виде". Специальный работник аппарата суда запишет со слов судьи, что и как ему говорилось. Он, как сказано в регламенте, "производит оформление данного обращения в письменной форме на бумажном носителе и представляет его соответственно вышеперечисленным лицам, которым поступило обращение, для проверки". Окончательное же решение, что публиковать, что нет, принимает председатель суда. Процесс гласности против телефонного права уже пошел. На страничках судов появляются разделы по внепроцессуальным обращениям. Но в любом случае, все, что сказано судье в приватном разговоре, может стать достоянием публики: соответствующий механизм создан. Напомним, что с инициативой публиковать внепроцессуальные обращения выступил несколько лет назад председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов. Гласность действительно оказалась хорошим средством против некоторых вредных привычек влиятельных лиц. Число писем после этого убавилось.
Вслед за арбитражным судами практику поддержали некоторые суды общей юрисдикции. А Совет судей еще в 2006 году распространил рекомендации по вопросу реагирования судей на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве суда.
Прикрепления: |