"Российская газета" публикует документ, принципиально меняющий подходы к людям с пятном в биографии. У них появится возможность открыть некоторые, казалось бы, наглухо закрытые двери. Постановление правительства России прописывает порядок, по которому некогда судимые педагоги смогут получить разрешение на работу в школе. Для этого специальная комиссия должна будет убедиться, что человек не опасен для детей.
В нашей стране так исторически случилось, что судимость - это пятно на всю жизнь. Однажды оступившийся человек должен забыть о хорошей работе и перспективах в жизни. Ему еще очень повезет, если подобный "штришок биографии" не ударит по его детям. Ведь в некоторых местах проверяют и анкеты родственников. Вот пример из жизни. Некий мужчина был судим за ДТП. Где-то зазевался, не успел сбавить газ, и в результате - трагедия. Был осужден. Отсидел свое, вернулся к обычной жизни. Грех, конечно, не искупить, с ним пришлось жить до конца дней. Но с тех пор человек ездил исключительно осторожно. А затем выросли его дети, сын и дочь. Окончили вузы. Парень устроился работать в военкомат, девушка - в прокуратуру. Начальство ценило их, собиралось продвигать. Но через некоторое время вскрылось, что они дети судимого. Обоих тут же уволили. Сын и дочь ответили за грехи отца. Самое страшное, что в подобных ситуациях нет никаких шансов добиться пересмотра. Нет механизма, нет процедуры. Жаловаться некуда, некого просить. Поэтому, хотя публикуемый сегодня документ и распространяется лишь на одну сферу, его принятие - знаковое событие. Несколько лет назад строгие запреты распространились и на всех, кто работает с детьми. В Трудовой кодекс были внесены специальные ограничения для судимых за некоторые преступления на работу, связанную с воспитанием и обучением несовершеннолетних.
Ужесточение требований было вполне оправданно. Действительно, некоторым людям не место возле наших детей. Тем более что тревожные звоночки были. На всю страну прогремели некоторые происшествия, когда в каких-то официальных секциях или лагерях отдыха дети попадали в лапы педофилов. Вряд ли кто будет спорить с тем, что педофила нельзя брать в школу. Как нельзя нанимать учителем серийного убийцу или матерого уголовника. Введенные ограничения были призваны защитить наших детей. Но возникла правовая проблема: слепые запреты зачастую и бьют вслепую. Жизнь сложна. Хорошие люди тоже иногда получают судимость. Случайная вина за незначительное преступление не делает их плохими педагогами. Наоборот, возможно, личный печальный опыт поможет лучше научить других, как избежать ошибок. Поэтому в 2013 году Конституционный суд признал широкий запрет для судимых на работу в школах не соответствующим Основному Закону. Надо четко разделить, когда человека однозначно нельзя пускать на порог школы, а когда возможны варианты. Как сказано в постановлении, к работе с детьми не должны допускаться люди с неснятой или непогашенной судимостью, лица, когда-либо осужденные по тяжким или особо тяжким статьям УК РФ, а также за сексуальные преступления против несовершеннолетних.
В отношении всех остальных, ранее подвергавшихся уголовному преследованию, вопрос о допуске к такой работе должен решаться в индивидуальном порядке. Так решил Конституционный суд. А недавно соответствующие поправки были внесены в Трудовой кодекс. Теперь постановление правительства прописало процедуру, с помощью которой человек с испорченной анкетой сможет получить разрешение на работу в школе. Давать "добро" или не давать будут комиссии по делам несовершеннолетних, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов. Проще говоря - при региональных администрациях. Человек сможет написать туда заявление. Постановление перечисляет список документов, которые надо приложить. В том числе надо будет принести копию приговора и справку о судимости. Судимость, естественно, должна быть погашена. По словам экспертов, принятый порядок, с одной стороны, станет барьером для особо опасных "педагогов", рвущихся к детям. С другой стороны, даст шанс тем, кто был осужден лет двадцать назад за незначительное преступление, работать по призванию. То есть учить разумному, доброму, вечному. Комиссия должна изучить все обстоятельства: форму вины, поведение человека после преступления, его отношение ко всему, что с ним случилось. Если кому-то был причинен вред, загладил ли гражданин свою вину. И т.п. Комиссия должна принять мотивированное решение в течение 30 дней. Письменный ответ человек получит на руки. Решение комиссии может быть обжаловано в суде. Заявления от тех, кто осужден за сексуальные преступления или совершил нечто тяжкое и особо тяжкое, не принимаются и не рассматриваются.
По материалам Российской газеты
Прикрепления: |